Дни Модильяни на сайте Армянского музея Москвы. Столпы нежности

Дни Модильяни на сайте Армянского музея Москвы. Столпы нежности
Слева: Этюд головы. Ок. 1912 Бумага, голубой мел. Справа: Голова. Ок. 1911-1912 Бронза Слепок Вальзуани (одна из 12 копий), выбитого из камня оригинала

Слева: Этюд головы. Ок. 1912 Бумага, голубой мел. 

Справа: Голова. Ок. 1911-1912 Бронза Слепок Вальзуани (одна из 12 копий), выбитого из камня оригинала

Можно только гадать о причинах, заставивших Модильяни около 1909 года отойти от живописи и обратиться к скульптуре. Возможно, он еще в молодости под впечатлением античного наследия Италии чувствовал себя созданным для скульптуры, как утверждает Ортис де Сарате, который знал Модильяни со времени их совместной учебы в Венеции. Вероятно, ранее у Амедео просто не было возможности заняться скульптурой, и он обратился к ней тогда, когда переехал в мастерскую со двором. Существует мнение, что из-за того, что его живопись успехом не пользовалась, он решил попробовать свои силы в какой-нибудь другой области. Также современники Модильяни на вопрос о том, что же заставило его отвернуться от живописи и перейти к скульптуре, вряд ли могут найти достаточно четкий ответ.

Константин Бранкузи с 1904 года жил в Париже и в 1909 году, когда он лично познакомился с Модильяни, переехал в отель Ру де Монпарнас. Возможно, Модильяни покинул Монмартр и снял студию на Монпарнасе, чтобы быть более похожим на самого Бранкузи.  Речь идет о  французском скульпторе румынского происхождения, одном из главных основателей стиля абстрактной скульптуры, ярчайшем представителе парижской школы.

Константин Бранкузи. Спящая муза

Константин Бранкузи. Спящая муза

А может быть, он всего лишь следовал охватившему парижских художников порыву сбежать от идиллии Монмартра, переполненного туристами. Это было время, когда он совсем мало занимался живописью и все письма матери были адресованы «Модильяни, скульптору». С того периода сохранилось около 25 каменных скульптур и одна работа из дерева. Можно утверждать, что скульптурный период Модильяни длился с 1909 по 1914 год.

Скульптура характеризуется многомерным положением в пространстве, и в этом обнаруживает некую связь с человеческим телом. Поэтому в античности и в эпоху Возрождения образ человека был основным мотивом, используемым в скульптуре. В противовес пластической форме, при создании которой основным приемом является добавление какого-либо материала, возникает скульптура, где, наоборот, у блока из камня или дерева отсекают все ненужное.

Скульптура Модильяни, согласно историку-искусствоведу Герхарду Кольбергу, «колеблется между высокими духовными и скульптурными требованиями и «примитивным», вплоть до архаичного, исполнением». Но все же удивительно, как ему удается, не обладая достаточным опытом, с самого начала достичь единого стилистического образа своей скульптуры. В каждой из выполненных им «голов» можно сразу узнать неповторимый стиль Модильяни, и в связи с этим становятся понятными слова художника, переданные Кертом Стормером, о его призвании быть скульптором.

Этап жизни Модильяни, посвященный скульптуре, начался с его переезда на Монпарнас, который в то время был районом новостроек на окраине города. На бульварах появлялись огромные городские дома, под землей велось строительство метро. Если верить рассказам, Модильяни использовал в качестве скульптурного материала каменные блоки, которые он брал со стройплощадок, а свои деревянные головы якобы делал из путевых шпал, предназначенных для путей строящегося метрополитена. На выставке 1911 года «Столбы нежности» Модильяни объединил большинство сходных между собой «голов» и «декоративный ансамбль». Значение имело не отдельное произведение, а общий вид в целом. Для усиления впечатления от ансамбля Модильяни создал особое освещение. Он подсвечивал скульптуры свечами. Этой инсценировкой он старался придать им мистическое, чуть ли не религиозное настроение.  

По книге Дорис Кристоф "Модильяни" 

 

В 2014 году одна из скульптур-голов ("Tête), где  чувствуется влияние модного тогда африканского искусства, а также учителя Модильяни, мастера абстрактной скульптуры Константина Бранкузи, была продана за 70,7 миллиона долларов.

Дни Модильяни на сайте Армянского музея Москвы. Столпы нежности