В день 150-летия со дня рождения архитектора Ованеса Качазнуни
Ованес Ованесович Качазнуни (Игитханян) (1868 - 1938) - архитектор и политический деятель, один из лидеров партии "Дашканцутюн", в которой состоял до 1923 года. После этого он обратился к правительству Армянской ССР за разрешением вернуться из эмиграции (Румыния, Бухарест) на родину.
Обычно пишут о том, что Ованес Качазнуни выходец из Джавахка (Качацнуни, Качазнуни, Каджазнуни), но в статье историка архитектуры Лолы Долуханян "Архитектор Ованес Качазнуни" мы находим много интересных штрихов к портрету этой легендарной личности. Несколько слов в адрес уважаемой Лолы Кареновны: благодаря ей был ликвидирована "потеря" целого этапа в развитии армянской архитектуры XX века и общественность узнала о процессах, происходивших в архитектуре этого периода, и о многих зодчих, имена которых в то время были незаслуженно преданы забвению.
Исследователь пишет о том, что род его происходит из Эрзурума. После русско-турецкой войны семья переехала в Ахалкалакский район, где и родился Ованес Качазнуни.
В 1893 году он оканчивает Петербургский институт гражданских инженеров. Лола Долуханян пишет о годах, проведенных в Петербурге:
"Изучая архитектуру, одновременно интересовался литературой. Предметом его изысканий был Шекспир. Статьи. посвящённые Шекспиру, порождают особый интерес даже у специалистов. Годы спустя, в Ване, Качазнуни кроме политологической и архитектурной деятельности, читал лекции о Шекспире, одновременно изучал и переводил курдские рукописи.
В годы студенчества Ованес Качазнуни много рисовал, участвовал в выставках, Он был в числе лучших студентов, и ему пророчили большое будущее архитектора. Окончил институт с отличием и имя Качазнуни было выгравировано на мраморной доске почета".
Качазнуни вошел в армянскую историю как государственный деятель, возглавивший правительство Первой Республики в 1918 году. В 1919-1920 годах он был направлен парламентом Армении в Европу и США для организации международной поддержки Армении.
Среди его архитектурных творений - сооружения в Тифлисе и Баку. Пожалуй, самым известным его шедевром стал Армянский Собор Св. Фаддея и Варфоломея, он был возводился на средства Е. Будагова в Баку. Чтобы непосредственно следить за работой над строительством, Качазнуни построил временный деревянный домик, все свое время находясь на стройке. Его строительство было завершено в 1914 году.
Как пишет Лола Кареновна, церковь привлекала внимание своей монументальностью. Раскраска из белого камня и золотого покрова под лучами солнца придавала церкви особенную величавость.
Свет, падающий с разноцветных витражных окон, получал богатые цвета. Исторический армянский стиль тут получил готические оттенки. На архитектурность церкви Качазнуни можно взглянуть как на новый армянский национальный стиль - “новую армянскую готику”.
Свидетели утверждают, что это было самым красивым зданием в Баку, восхищая внешней и внутренней красотой, мастерски нарисованными архитектурными композициями.
В начале 30-ых годов церковь была разрушена, вместо неё построили здание консерватории.
Разрушали три года подряд - не рушилось. Были вынуждены взорвать. Свидетели рассказывали, что ломались камни, но не швы, до того крепко было построено. Сам же человек, его создавший, в 1937 году был арестован в Ереване и через год умер в тюрьме.