Владимир Шаинский: Бог вложил в Арно Бабаджаняна потрясающую музыкальность, которой славится весь армянский народ
Сегодня не стало известного композитора, автора множества известных песен для детей, в том числе музыки для мультфильмов про Чебурашку и Крокодила Гену, Владимира Яковлевича Шаинского.
В интервью радио свобода он делился своим отношением к армянам и Арно Бабаджаняну:
"Бог вложил в него потрясающую музыкальность, которой славится весь армянский народ. Та музыка, которая приходила в голову Арно Арутюновичу, это, действительно, выдающаяся музыка. Диапазон его музыкальной деятельности очень обширен. Кроме эстрадных песен, которые пользовались огромнейшей популярностью, нельзя не упомянуть его композиций, его сочинений в такой называемой академической серьезной музыке. Это было очень талантливо - его сонаты, трио.
Это настоящая армянская душа в хорошем смысле этого слова. И она не может не быть понятна людям любых наций. Но самые выдающиеся его произведения все-таки носят национальный характер. И мне кажется, национальная музыка еще не устарела и вряд ли когда-нибудь устареет. Подлинно национальная музыка - это тоже своего рода цветок, а международная культура, в том числе музыкальная культура - это шикарный букет, там должен быть и армянский цветок обязательно. Чистый родник музыки Кавказа - это огромный пласт.
Я с этой семьей дружил, это была замечательная семья. Его жена была очаровательнейшая молодая женщина. Когда я с ней познакомился, это девушка была молоденькая, которая училась в консерватории, где я тоже учился в то время. Она была бакинской армянкой, а он ереванский. Видимо, он разбирался в женщинах и в женской красоте, если он выбрал именно ее. А их сына Араика я знал, когда он был совсем маленьким мальчиком. Это очаровательный ребенок, красивый. Так и должно было быть. Получился из него представительный, красивый мужчина.
Чувствовалась в его творчестве молодость, благородство. Это типа Сирано де Бержерак в музыке был. Пианист - это был удивительнейший пианист, у него рояль звучал чисто по-своему, по-бабаджаняновски. Это был другой музыкальный инструмент, не просто рояль, а какой-то очень серьезный, строгий, величественный, если надо, даже печальный инструмент. А его игра была торжественным, печальным, если надо веселым. У него были огромные сильные пальцы. Непонятно было, что как из-под этих пальцев вылетали звуки настолько нежные, если надо было, а иногда громовые звуки, фортиссимо. Его рояль мог заменить целый симфонический оркестр. А мелодии его шли из самой души, были доступны и понятны широчайшему кругу слушателей, преимущественно русских людей. Были интернациональны по своему колориту. Душа его принадлежала всему человечеству. Интернациональный, по-хорошему коспомолитичный.
Когда он уже себя не очень хорошо чувствовал, его спрашивали близкие, домашние: "Арно, что ты сейчас пишешь, над чем работаешь?". Он отвечал: "Я уже все написал". Это трагичное замечание, и очень жаль."