Декабристы в Армении: Евдоким Лачинов
Вскоре после разгрома Восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 году последовал суд над его участниками. Пятеро декабристов — Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьёв-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский — были казнены. Остальные, разжалованные в солдаты, были сосланы в Сибирь. Другим местом ссылки стал Кавказ.
Историк Мкртич Нерсисян (1910–1999) в своем исследовании «Декабристы в Армении в 1826–1828 годах» пишет: «Общее число декабристов и „прикосновенных“ к их делу лиц, а также рядовых участников восстания (солдат, матросов), отправленных на Кавказ, превышало три тысячи. Большинство из них побывало в Закавказье, в частности в Армении, и принимало активное участие в русско-персидской войне 1826–1828 гг., войне, одним из важных результатов которой было освобождение Восточной Армении от ига персидских поработителей и присоединение ее к России». Среди сосланных на Кавказ декабристов был Евдоким Лачинов.
Евдоким Емельянович Лачинов (1799–1875) проникся идеями, объединившими будущих декабристов, еще во время учебы в Московской школе колонновожатых. В 1816 году благодаря своим отличительным способностям он был отобран в делегацию чрезвычайного посольства в Персидскую империю. Находясь в Тифлисе, Евдоким Лачинов познакомился с Никитой Муравьёвым, одним из главных идеологов движения декабристов, в беседах с которым он заинтересовался работой «Северного общества». Затем последовало его сближение с участниками «Южного общества», особенно он сдружился с его руководителем Павлом Пестелем. Вскоре Лачинов сам стал членом этого общества.
После декабристского восстания Лачинов, служивший поручиком квартирмейстерской части при главном штабе 2-й армии, был помещен под домашний арест, а позже, по предложению военного министра генерала Александра Татищева, он был заключен в тюрьму.
Пестель, «чтобы сберечь молодого Лачинова», в своих показаниях говорил: «С кем из тайного общества находился поручик Лачинов в сношениях и какое принимал участие в делах общества — я не могу иметь честь донести, потому что до сих пор не знал о принятии Лачинова в общество и принадлежности его к оному».
В итоге членство Евдокима Лачинова в тайном обществе не было доказано. Тем не менее он проходил по категории «прикосновенных» за знание, но сокрытие от начальства существования конституционного проекта Пестеля «Русская правда».
Лачинов был переведен в Тираспольскую крепость, где был предан военному суду. Поручик Евдоким Лачинов был лишен всех воинских чинов, ордена и дворянского достоинства. Перед строем войск над ним была переломлена шпага и был снят мундир. Разжалованный до рядового, он направился на Кавказ.
В январе 1827 года Лачинов прибыл в Тифлис, и через несколько дней его определили в 39-й егерский полк 20-й пехотной дивизии. В июне полк вместе с другими частями главных сил Кавказского корпуса вступил в Эриванское ханство для участия в Русско-персидской войне.
В конце весны – начале лета Евдоким Лачинов участвовал в осаде Эривани, а в августе принял участие в сражении под Ошаканом. В сентябре он был прикомандирован к батальону Крымского полка, направленному для осады Сардарапата, окончившейся его взятием.
После Сардарапата Лачинов принимал участие во второй осаде Эривани, во время которой он вместе с другими разжалованными декабристами занимался рытьем траншей на передовых позициях. 1 октября Эривань была взята. За отличие в персидской войне и, главным образом, за отличие в ошаканском сражении Евдоким Лачинов по ходатайству генерал-лейтенанта Афанасия Красовского был произведен в унтер-офицеры. С назначением Красовского на должность исполняющего начальника Эриванской области и командующим ее войсками, Лачинов состоял при нем чиновником для особых поручений при Главном штабе войск.
Евдоким Лачинов в своих «Записках об Армении» описывает радостную встречу русских солдат армянами, населявшими крепость: «Почти все жители г. Эривани были заперты в крепости и происшедшее от того стеснение много помогло нам. Трогательные картины радости, с которою встречали нас армянские семейства, когда мы занимали оную, не описаны. Не говоря о том, что они предвидели счастливую будущность, освободившись от тягостного ига персиян, блаженствовать под правлением России, достаточно представить бедственное положение их во время осады, чтоб верить искренности восторгов, ими изъявленных».
Русско-персидская война завершилась в 1828 году. Вслед началась Русско-турецкая война. Евдоким Лачинов был направлен в свой полк, который выдвигался к турецкой границе. В эту войну он участвовал в победном взятии крепости Карс. Вскоре Лачинов в качестве инструктора был прикомандирован к армянской дружине для ее ознакомления с порядком несения пограничной службы, а также исправностью караулов их и разъездов. В дальнейшем он участвовал в боях под Ардаганом, а также находился в экспедиционной команде, осуществлявшей помощь по переселению армянских беженцев из-под Ардагана в Карский пашалык, занятый русскими войсками. За боевые отличия Лачинов в 1829 году был награжден знаком отличия Военного ордена.
По окончании войны с турками Евдоким Лачинов был направлен на Северный Кавказ. В период с 1830 по 1832 год он участвовал в боевых действиях в Дагестане и Чечне.
В декабре 1832 года Лачинов в чине прапорщика подал в отставку по причине болезни и поселился в родовом имении в Воронежской губернии.
Евдоким Лачинов известен и своей литературной деятельностью. Виденное на всех пройденных войнах было перенесено им на бумагу. В 1828 году в петербургской газете «Северная пчела» было опубликовано письмо «Путешествие по Эриванской области» без указания авторства. Написали его в Эриванской цитадели в конце декабря 1827 – начале января 1828 годов. Долгое время авторство рукописи приписывалось Александру Грибоедову. Библиограф Николай Ченцов в «Восстании декабристов» (1929) впервые указал, что рукопись принадлежат перу декабриста Евдокима Лачинова. То же самое, проведя сравнительный анализ, подтвердил и профессор Мкртич Нерсисян.
В 1829 году в газете «Тифлисские ведомости» под рубрикой «Корреспонденция» были анонимно опубликованы «Письма из Карса». На Лачинова, как на их автора, впервые обратил внимание архивист и публицист Евгенний Вейденбаум. Анонимность упомянутых писем можно объяснить «декабристским» прошлым Лачинова, так как после восстания 1825 года рукописи декабристов-литераторов подвергались жесткой цензуре.
Особое место в библиографии Евдокима Лачинова занимает рукопись «Моя исповедь» с подзаголовком «Записки русского солдата». Интересен также и его рассказ «Быль» (1828), посвященный судьбе участника Отечественной войны 1812 года и сражений на Кавказе.
Помимо всего этого, Евдоким Лачинов интересовался этнографией и топографией. Так, в 1827 году он по поручению Афанасия Красовского производил подробное статистическое описание Эриванской области. Известно, что помощь ему в проведении этого исследования оказывали Эчмиадзинский архиепископ Нерсес Аштаракеци и армянский ученый и писатель Шаган Джрпетян. Об итогах этой работы Евдокима Лачинова ничего не известно. Нескончаемые войны отодвинули его исследования на второй план.
Использованная литература:
1. Нерсисян М.Г. Декабристы в Армении в 1826–1828 гг. ‖ Декабристы в Армении. — Букинистическое издание. — Ереван : Изд. Ереванского унив., 1975. — С. 40–43.
2. Нерсисян М.Г. Декабрист Е. Лачинов и его записки об Армении ‖ Из истории русско-армянских отношений. — Ереван : АН АрмССР, 1956. — Кн. 1. — С. 179–220.
3. Отрывок из «Исповеди» Лачинова ‖ Кавказский сборник / Под. ред. И.С. Чернявского. — Тифлис : Тип. ОШКВО, 1876. — Т. 1. — С. 123.
4. Азадовский М.К. Страницы истории декабризма. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд., 1991. — Т. 2. — С. 198.
5. О книге М. Нерсисяна «Из истории русско-армянских отношений» (Критика и библиография) ‖ Известия АН Арм. ССР (Общественные науки). — Ереван, 1957. — № 3. — С. 125.
6. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. — 1961. — С. 174—175.