Бюллетень в защиту армян Алджернона Д. Блэка
Национальный Совет Американских армян выпустил бюллетень для прессы, который являлся текстом речи Алджернона, произнесенной под заголовком «Обращение к ЮНО (ООН)» в серии Этические моменты новостей, впервые переданной 31 января 1946 года по радиостанции Нью-Йорка. Эта речь передавалась также через многие радиостанции в различных частях страны.
Мистер Алджернон Блэк являлся членом Американского Комитета армянских прав, лидером Общества Этической Культуры Нью-Йорка. Он был легендарной личностью. Педагог и либеральный социальный критик считался старейшим государственным общественным деятелем, Умер в доме престарелых в возрасте 92 лет в мае 1993 года.
Он присоединился к Обществу Этической Культуры Нью-Йорка в 1923 году после окончания Гарварда с отличием. В 1934 году он был избран одним из его руководителей. Исполнительным лидером он стал в 1943 году.
Несколько слов нужно сказать и о самом Обществе. Оно было основано в Нью-Йорке в 1876 году доктором Феликсом Адлером, и его деятельность базировалась на этике, а не на религии и богословии. Адлер верил в бесконечную ценность каждого человека. Этот же постулат и был озвучен в речи в защиту армян, потому что «всякий мужчина, всякая женщина и всякий ребенок представляют ценность, каждый народ должен покровительствоваться, почитаться, приниматься в расчет».
В речи Алджернона говорилось о том, что «люди взирают на ЮНО (ООН) как поистине на место мирового центра спасения и разбирательства, инструмент справедливости и милосердия». В ней содержались некоторые географические, геополитические и исторические аспекты существования армян. В частности, Алджерноном было сказано, что при турках армяне страдали от вымогательств, грабежей, несправедливого обложения и наконец – убийств и высылок.
Говоря о трагедии армян, правозащитник не мог не учитывать свой личный опыт, приобретенный в детстве. Он родился на Манхеттене в семье российских евреев, прибывших в Америку из Англии. После смерти отца его мать стала работать швеей. Однажды в школе учитель ударил мальчика за какой-то незначительный проступок так, что тот потерял сознание. Чтобы сохранить здоровье сына его мать была вынуждена обратиться в Школу Этической культуры за стипендией.
По мнению Алджернона, армяне страдали, потому что были немногочисленным народом, без больших ресурсов, богатств, и не могли эффективно бороться или купить себе независимость.
Алджернон озвучил цифры: «Во время резни 1894-1896 гг. более 300.000 армян было умерщвлено. В 1909 они пострадали опять от младотурок. А в 1915-1916 гг., когда турки усомнились в лояльности их и когда союзники объявили о своих военных целях, согласно виконту Брайсу, погибло около миллиона армян. Мы забываем слишком легко. Одним поколением раньше американцы были весьма возмущены такой политикой истребления армян. Мы можем все узнать об этих фактах из Британской Энциклопедии или из солидной истории Малой Азии».
Алджернон провел пример иранцев, яванцев, корейцев и эфиопцев, задавая вопрос, почему раньше стоял вопрос, что мы можем сделать для этих народов? И как можно установить коллективную систему, в которой каждый народ был бы обеспечен в своих правах?
«Политика силы была бичом Армении. Нет большего скандала в истории, чем тот способ, при помощи которого европейские и азиатские державы торговались друг с другом, и боролись друг с другом, используя этот народ в качестве пешки. Это позор в истории цивилизованного народа. Это печальный комментарий как для христианского, так и для магометанского влияния, что только Советский Союз нашел правильным и политически целесообразным дать этому народу кусок земли, безопасность и культурную автономию, и средства образования, развития и прогресса. В 1920 году, как раз после того, как была обещана территория, турки атаковали ее опять, и вот тогда была образована Советская Армения».
Далее Алджернон возводит в зону ответственности ЮНО (ООН) вопросы по исправлению ошибок. Так как армяне, оказавшись в Иране, Ираке, Сирии, Ливане, Египте, Болгарии, Греции, Франции и Америке, все же выжили. Будущее армян Алджернон считал более чем обоснованным: традиционные и исторические границы ясны. «Они готовы принять на себя ответственность в новой системе международной безопасности, экономического и культурного обмена. Он не шовинистский и не милитаристский. Они не любят свою страну таким образом, чтобы оспаривать превосходство других. Они также не чувствуют потребности ненавидеть всех других. В этом духе объединились армяне Америки, чтобы представить свою просьбу ЮНО (ООН)».
Также Алджернон говорит о двойной национальной идентичности: представители каждой нации, приехавшие в Америку, несут ответственность за свою новую родину, но при этом нельзя забывать о своих корнях. «Негры должны учить своих детей прошлому негров, их славе и их трагедии. То же самое в отношении евреев и ирландцев и каждой национальности, которая прибыла в Америку».
Алджернон озвучивает несколько требований в адрес руководителя Ассамблеи Объединенных Наций.
Первое. «Мы – представители более миллиона армянских беженцев, рассеявшихся по различным частям мира, просим Ваше Превосходительство принять все необходимые меры по возращению Советской Армении армянских провинций Турции, во всяком случае – тех частей этих провинций, которые были включены в границы Президентом Вильсоном, и о репатриации туда наших соотечественников-беженцев со всего света…»
Второе. «Во многих странах, где армяне до сего времени имеют статус беженцев, они составляют международную проблему, которая висит тяжестью на совести цивилизованного мира. Справедливость требует, чтобы они были репатриированы в условиях свободы и безопасности, лишь если армянские провинции Турции будут воссоединены с Советской Арменией, где в течение короткого периода времени, через двадцать пять лет, нация была спасена от уничтожения, и экономическая. Социальная и культурная жизнь возродилась в небывалом расцвете».
Эта историческая речь дополнена меморандумом, который направлен был по телеграфу Ассамблее Объединенных Наций.