Редакция

Писатель Анри Труайя, вдохновивший Вернёя на создание фильма «Майрик»

Редакция
Писатель Анри Труайя, вдохновивший Вернёя на создание фильма «Майрик»

Анри Труайя — французский писатель армянского происхождения, член Французской академии, лауреат многочисленных литературных премий, автор более сотни томов исторических и художественных произведений, исследователь исторического наследия России.

Анри Труайя (1911–2007). Фото: booklot.ru

Анри Труайя (1911–2007). Фото: booklot.ru

Труайя за свою долгую жизнь написал множество произведений, из которых почти половина посвящена России и ее выдающимся деятелям. Его «Русские биографии» неоднократно переводились на многие языки. Среди написанных им биографий можно выделить: «Пушкин» (романизированная биография), «Толстой» (романизированная биография), «Николай Гоголь», «Екатерина Великая», «Александр I. Северный сфинкс», «Григорий Распутин», «Борис Пастернак». Его перу также принадлежит ряд биографий известных французских личностей: «Гюстав Флобер», «Ги де Мопассан», «Эмиль Золя», «Поль Верлен», «Оноре де Бальзак».

Творчество писателя берет свое начало в 30-е годы. В 1935-м был опубликован его первый роман «Обманчивый свет», а спустя три года за роман «Паук» он был удостоен Гонкуровской премии.

Анри Труайя исследовал и описывал жизненные пути великих людей, запечатлевал на бумаге их жизнь. Писательского пера заслуживает и его биография, полная различных перипетий. Почему его творчество так тяготело к России, к русской культуре?

Анри Труайя родился в Москве в богатой армянской купеческой семье Аслана и Лидии Тарасовых. Его настоящее имя — Лев Асланович Тарасов (Анри Труайя — литературный псевдоним). Позже Лев/Анри признается, что в зрелом возрасте считал себя русским армянином.

Фото: gettyimages.ae

Фото: gettyimages.ae

Род Тарасовых происходил из черкесогаев, то есть черкесских армян (горских армян), живших в кавказских горах в тесной дружбе с черкесскими племенами. Предок Труайя по имени Торос, происходивший из села Цхна, располагавшегося недалеко от города Нахичевани, обосновался со своей семьей в Армавире. По словам Труайя, царские чиновники, русифицировав имя Тороса, превратили его в Тарасова.

После большевистского переворота семья Тарасовых, спасаясь от революции, бежала в Кисловодск, в фамильное имение «Карс», а затем из Новороссийска отправилась в Константинополь. Однако высаживаться в порту города разрешалось только беженцам-армянам, а у них были русские паспорта.

Писатель вспоминал: «В Константинополе нас ждали новые трудности: местные власти пересылали всех беженцев русского происхождения на остров Кипр и разрешали высадиться в порту Константинополя только беженцам-армянам. Мы же по документам считались русскими подданными армянского происхождения. Следовало нас принять или нет? Усложняло ситуацию и то, что все армянские фамилии оканчиваются на „ян“, окончание же нашей фамилии на „ов“ делало ее совершенно русской. Отец, вконец измученный этой путаницей, согласился на уловку. Дипломатический представитель новой армянской республики в Константинополе выдал нам 19 марта 1920 года письмо, удостоверявшее, что предъявитель его, „известный в России под фамилией Тарасов“, в действительности носит фамилию Торосян. „Торосян“ не была нашей настоящей фамилией, но навсегда срослась с фамилией Тарасов, несмотря на все усилия, которые мы потом предпринимали, чтобы от нее избавиться».

Затем семья смогла обосноваться во Франции. Париж стал домом, второй родиной для многих армян. Шарль Азнавур, Мисак Манушян, Анри Вернёй (Ашот Малакян). Труайя и Вернёй были друзьями. Наверное, их дружба, общие корни и история стали предтечей для создания «самого дорогого произведения европейского кино» (по признанию французского журнала «Пари Матч»).

В 1985 году по предложению своего друга Вернёй написал сборник рассказов «Майрик», в основу которого легла история его семьи — Геноцид армян, судьба и жизнь эмигрантов в новой для них стране. Спустя время этот сборник ляжет уже в основу сценариев двух фильмов Вернёя — «Майрик» (1991) и «Улица Паради, дом 588» (1992). Улица Паради — адрес семейства Малакян в Марселе. Оба фильма полны грусти и печали, но в то же время в них живет надежда. В «Майрик» много трогательных и добрых моментов, например, как вся семья готовит своего сына ко дню рождения его богатого одноклассника, как мама мальчика дожидается его на улице, грустная и трогательная история с подарком-пахлавой.

Так творческая инициатива двух людей — Труайя и Вернёя — оставила в наследие кинематографу бессмертные шедевры.

 
Писатель Анри Труайя, вдохновивший Вернёя на создание фильма «Майрик»