Род Арцруни — покровители наук и искусств средневековой Армении

Род Арцруни — покровители наук и искусств средневековой Армении

Арцруниды — представители одного из наиболее важных армянских княжеских и царских родов. Они были правящей династией Васпуракана. Армянский музей Москвы предлагает вам ознакомиться с отрывком из книги В. Арцруни и А. Василенко «Тысячелетия рода Арцруни».

сурб хач основание церкви.jpg

В девятом веке Арабский халифат стал приходить в упадок, и это позволило армянскому народу постепенно восстанавливать свою государственную независимость. В 884 году калиф увенчал царской короной Ашота I Багратуни, который установил свою власть в Великой Армении. Хачик-Гагик Арцруни основал Васпураканское царство Арцрунидов в 908 году. В нем насчитывалось 10 городов, около 4 тысяч селений, 72 крепостей, 115 монастырей и более миллиона жителей.

Государственный талант Хачика-Гагика высоко оценивал его современник Иованнес Драсханакертци, запечатлевший события того периода в «Истории Армении». В частности, он писал:

«Со свойственной ему мудростью ублажив и склонив к доброжелательности, единодушию и согласию всех своих соседей и родственников, он привел их к дружбе и покорности себе и вместе с любимым братом своим Гургеном, сородичами и теми, кого он удостоил равных почестей, представал перед врагом в сиянии славы и великолепия». Что касается отношений с еще продолжавшим сохранять военное превосходство арабами, то, по свидетельству Иованнес, «он поневоле вынужден был, чтобы угодить насильнику, платить ему подати и из-за забот и опасностей изворачиваться и измышлять средства, чтобы суметь обеспечить свою жизнь и привести пользу людям. И за эти годы им было создано многое; основы Церкви святой оставались стоять непоколебимо, народу было обеспечено благоустройство и мир, обновление и безопасность, милость Божия даровала изобилие и плодородие, и жили (люди) в своих спокойных домах, словно бы находясь в безопасной пристани».   

Чтобы нашему современнику понять значение мирной передышки для тогдашней истерзанной войнами и набегами Армении, процитируем другой фрагмент из «Истории Армении» Драсханакертци, в котором он красочно описывает один из спокойных периодов жизни нации. Это поистине величайший гимн мирному труду:

«Став владельцами своей страны, насадили они виноградники, заложили оливковые сады и огороды, вспахали пашню поверх терний и собрали урожай сторицей.  И когда умолкла жатва, переполнились житницы зерном, наполнились винные погреба собранными плодами виноградников, и холмы переполнились радостью, ибо умножились пасущиеся на них стада скота и отары овец. И главные нахарары наши, уверившись в своей безопасности и получив отдых от разбойничьих набегов, стали строить каменные, с толстыми, накрепко скрепленными известью стенами церкви при монастырях, аванах* и агараках».

Хачик-Гагик Арцруни прославился как великий строитель. Аноним в «Истории дома Арцруни» свидетельствует, что государь обладал художественным вкусом и всей душой отдавался созидательному труду. Армянский историк с восхищением описывает самые замечательные строительные достижения Гагика, которые в красках, живо предстают перед нашим взором. Полюбуемся и мы вместе с Анонимом красотой выбранных для строительства мест и искусством архитекторов и строителей, работавших по указаниям Хачика-Гагика.

сурб хач.jpg

Вот аван Востан на берегу озера Ван, которое в древности называли морем, «с весьма благодатным (климатом), всегда обдуваемый с четырех сторон света ветерком, озеленённый плодовыми деревьями, украшенный обилием прекрасных виноградников. Вокруг города бьет множество ключей, что помогают людям в удовлетворении многих их нужд. Вот почему царь предпринял там строительство чудесно и разнообразно украшенных дворцов, палат и улиц, для описания коих мне не хватает слов. Он также соорудил со стороны моря из огромных камней стену, заложив ее основы на безмерной глубине. На стене построил просторную галерею со сводчатыми переходами, с видом на море, расписанную золотом и пестрыми красками».

Аноним прославляет еще два сооружения, созданные воле Хачика-Гагика на острове Ахтамар — царский дворец и церковь Святого Креста.

Но для понимания полноты восприятия масштабов он подробно описывает, как остров был превращен в неприступную крепость строительством крепостной стены, воздвигнутой на рукотворной подводной гряде. Затем дает общий обзор планировки и обустройства города, подчеркивая личное участие Хачика-Гагика:

«Тогда же и сам царь, (наделенный) всесторонними дарованиями, вместе с многочисленными ремесленниками взял в руки шнур зодчего и наметил у подножия горы, что была вершиной острова, означил и сразу же очертил красивые места для развлечений, а также разбил сады и вертограды, выделив для вертоградов и цветников ложбины».

Сооружение церкви Святого Креста на острове Ахтамар также потребовало много усилий и творческой мысли и создало для последующих поколений много загадок и поводов для вдохновения.

Камни для храма были доставлены по озеру Ван на лодках из разрушенной на границе Васпураканского царства с Сирией крепости. Архитектор Мануэл, которого Аноним называет «мужем, исполненным мудрости и великим искусником в своем деле», сумел воздвигнуть храм, поражающий совершенством пропорций. Великолепная рельефная пластика на стенах храма и внутренняя роспись изображают историю человечества и историю армян.

Дворец Хачика-Гагика и церковь Святого Креста, по мнению современных исследователей, нашли отражение в творчестве выдающихся представителей армянской культуры, родившихся и творивших в Васпураканском царстве в X веке, а именно, Анания Нарекаци и Григора Нарекаци. По мнению ученого из США Коуна, Анания в поэме «В этом преходящем мире» представил царский дворец Арцруни как образец должного окружения царя. Российский ученый Ю. Казарян делает следующее предположение относительно церкви Святого Креста:

«Не стоит сомневаться, что Григор не раз бывал на Ахтамаре, погружаясь в философскую глубину и эстетику изобразительных циклов храма».

stgregoryofnarek2.jpg

Григор Нарекаци упоминал Гургена Арцруни, совместно правившего Васпураканским царством вместе с братом Сенекеримом, начиная с 970-х годов, как своего мецената. Монастыри в это время благодаря помощи дарителей превратились в кеновии со множеством монахов, с большим хозяйством, с мельницами и давильнями. Но главное, они стали высшими учебными заведениями с учебным планом, который включал изучение Священного Писания, патристику, собрания сочинений греческих авторов, светские учебники эпохи античности. Занятия велись в форме диалогов в классах, комментариев и построенных на них толкованиях. Содержание монастырей и поддержание учебного процесса требовало больших средств, и нет сомнения, что правившие государи являлись меценатами Нурекского монастыря **.

В этом монастыре Григор Нарекаци пользовался богатой библиотекой, где хранились оригинальные и переводные рукописи. Окружали его высокообразованные люди, которые в совершенстве владели греческим языком. Некоторые из них прибыли из Византийской империи. Настоятель монастыря его родственник Анания, которого современники прозвали «великим философом», писал стихи и поэмы. Нурекская школа положила начало эпохе армянского возрождения.

В 1903 году в Париже на улице, носящей имя французского скульптора Гужона, французский архитектор Альберт Гильберт построил армянский храм по образцу церкви Святого Креста в Ахтамаре. Он посчитал, что эта церковь достойно представляет духовную культуру армянского народа. А в 1936 году у входа в этот храм был поставлен памятник армянским добровольцам, погибшим за Францию в Первой мировой войне.

* Аван – поселение, большое село.

** Основан при Католикосе Анании Мокаце (941-965). Там получил образование Григор Нарекаци.

Род Арцруни — покровители наук и искусств средневековой Армении