Ровно полвека назад началась дружба двух гениев - Параджанова и Гаянэ
Личность и творчество Гаянэ Хачатурян, безвременно ушедшей от нас в мае 2009 года, приводят в восхищение и чаруют. Ее картины входят в собрания галерей и музеев по всему миру. Живопись Гаянэ – это и внутренний мир художницы, и преломленные через призму собственного видения мифология и история, и генетическая память.
Они познакомились, когда Гаянэ было двадцать, а Параджанову – на двадцать лет больше. На тех фотографиях они пластично смотрелись рядом: человек-оркестр, обнимавший весь мир, в своей знаменитой бороде от уха до уха, как будто повторяющей его улыбку. И Гаянэ – тихая, с чувственными губами, с чёрными глазами, падающими в душу. Это произошло в 1967 году. Кто-то предвкушает появление теории о художественной «парности» этих людей.
Советская действительность их обоих не интересовала. Гаянэ так и писала в своём дневнике: «Общаясь друг с другом, образы заменяют реальность». Её собеседниками стали ангелы и птицы. Спускаясь на землю, она звала их с собой. Её ангел не нёс благую весть, не трубил о Страшном суде. Он читал. А птицы сидели на плечах жонглерес. Так перепутались в её мире вертикаль и горизонталь: земля и небо – единое, обжитое только ею пространство со стеклянным солнцем, пурпурным слоном, чёрной сливой, шорохом фиалки.
«Утро белой сирени» написано на дощечке из параджановского шкафа, отправлявшегося на помойку. В детстве каждый из нас рвёт сирень в надежде найти цветок с пятью лепестками и съесть его на счастье. Несколько позже Гаянэ скажет: «Вся моя жизнь была только трагедией». Шесть раз она могла стать фокусницей, но спасала мама. А потом маму спасала она. Сколько же съела она цветов, кто ж считал. Знала бы, что так непросто будет прожита жизнь, больше бы искала? Вряд ли. В «Утре белой сирени» скачет лошадка, только вместо крыльев Пегаса у неё букетик когда-то найденных пятизвёздочек.
Она так всю их дружбу и называла мастера Сергеем Иосифовичем. А он дарил встречу с ней всем своим друзьям. Каждый. кто приезжал в Тбилиси к Параджанову, всегда попадал в дом Гаянэ Левоновны
У поэта, прозаика Лианы Шахвердян есть стихотворение, посвященное Гаянэ и Параджанову. Оно называется "Проводы детства". В этом тексте она называет Сергея Иосифовича Сережей. В этой авторской интерпретации она умаляет его до детского возраста.
Лебеди тревожили гладь…
Вода нервно плескалась,
и в ней томилось ажурное полотно…
Волшебная пыльца…звезд…
и синяя пантера, как ни в чем не бывало
мирно блуждала средь пустых рядов
красных круглых столов…
Белые лошади сливались с белыми деревьями,
мерещась оленями Пиросмани…
Розовые слоны бесшумно хлопали ушами,
поднося яркие плоды
своими длинными носами…
Сверчок настойчиво щекотал чье-то отсутствие,
трепет скошенной травы
воскрешал мое
присутствие…
Фонари вели вверх,
к лунному блику,
оттуда
доносилось дыхание реки,
пела душа
дудука…
За кустами просвечивали силуэты –
прекрасные дамы,
веерами пируэты…
Замысловатые прически-профили,
роскошные одеяния
в праздничное настроение…
В городе нашествие бабочек Гаянэ:
больших, маленьких,
дневных, ночных,
пестрых, белых…
Сережа, подпрыгивая,
ловил уловимых…
Ночное гулянье заглушало дыхание города:
добрые дядечки кинто**
«смачно» отплясывали шалахо***,
а… петушки «мамало!»****
нет, да и нет, мелькали,
подгоняя скорый рассвет…
Цоканье копыт,
словно куранты больших часов,
отмеряло последние минуты пребывания...
В дорогу!..
Рассвет уже сворачивал ночь, укутывая одеялом
память грядущего утра…
Проводы уходящего Детства
до следующей Встречи,
до следующей полной Луны…
*Сережа – Сергей Параджанов
**кинто – в Грузии мужчина без определённого занятия или занимающийся торговлей,
весельчак, завсегдатай духанов (Тифлис)
***шалахо – танец народов Кавказа
***мамало – леденцы (груз.)