Рассказ «Красавицы»: как Антон Чехов посетил армянское село Большие Салы
В рассказе «Красавицы» Антона Чехова, впервые увидевшем свет в 1888 году, отразились его юношеские воспоминания и впечатления от одной поездки. В бытность свою еще гимназистом, Чехов в 1877-м побывал в армянском селе Большие Салы.
Находится это село в Ростовской области. Основали его в 1779 году армяне, переселившиеся сюда из Крыма по указу Екатерины II. Новое место переселенцы назвали, памятуя о старом доме: крымское село, где они жили, называлось Салы (сейчас — Грушевка).
Георгий Митрофанович Чехов, двоюродный брат писателя, в одном из писем к нему вспоминал: «Спасибо за рассказ „Красавицы“, который напомнил мне моего и твоего дедушку, Карпа-кучера, который тоже приезжал к нам с дедушкой. <…> В образе армянина, к которому ты ездил с дедушкой, я сразу представил себе Назара Минаича Назарова, с настойчивым и безрассудительным характером, представил себе, как он, бывало, хаживал по вечерам к отцу в лавку, выпрашивал табаку на цигарку и погружался в беседу своих рассказов или иначе увлекался, чем и задерживал отца идти домой пить чай. Вспомнил его жестокость над мальчиками, которые пробегали, стуча ногами, по ряду…»
Прототипом одной из героинь рассказа — Маши — послужила Мариам Кундупян (Кирпиян), крещенная и обвенчанная в местной церкви Сурб Аствацацин. Храм был построен в 1867 году, за десять лет до приезда Чехова. Автор проекта церкви — таганрогский архитектор Н. Муратов.
Повествование в рассказе «Красавицы» идет от первого лица — гимназиста, который «ехал с дедушкой из села Большой Крепкой, Донской области, в Ростов-на-Дону». Дорога совсем не радовала героя — жара, ветер… Чтобы накормить лошадей, они остановились в армянском селе Бахчи-Салах, в доме у богатого армянина, знакомого дедушки. В доме армянина гимназисту было душно и скучно, везде летали мухи. Но вот появляется дочь армянина.
«Я взглянул в лицо девушки, подававшей мне стакан, и вдруг почувствовал, что точно ветер пробежал по моей душе и сдунул с нее все впечатления дня с их скукой и пылью. Я увидел обворожительные черты прекраснейшего из лиц, какие когда-либо встречались мне наяву и чудились во сне. Передо мною стояла красавица, и я понял это с первого взгляда, как понимаю молнию. <…>
Я уж не помнил о степной скуке, о пыли, не слышал жужжанья мух, не понимал вкуса чая и только чувствовал, что через стол от меня стоит красивая девушка».
Красота девушки навеяла на героя «тяжелую, хотя и приятную, грусть». Ему стало ее жаль. И не только ее, но и себя, и всех остальных. «…то в кухню, то на гумно, то за ворота, и я едва успевал поворачивать голову, чтобы следить за нею».
Во второй части рассказа герой, уже студент, на железнодорожной станции стал свидетелем другой красоты: «Это была еще молодая девушка, лет 17–18, одетая в русский костюм, с непокрытой головой и с мантилькой, небрежно наброшенной на одно плечо, не пассажирка, а, должно быть, дочь или сестра начальника станции. <…>
Девушка была замечательная красавица, и в этом не сомневались ни я и ни те, кто вместе со мной смотрел на нее».
В одном из критических очерков о творчестве Чехова рассказ «Красавицы» отнесен к произведениям, в которых «слышится глубокая, затаенная тоска по идеалу, которому нет места на земле, тоска по скрытой в жизни красоте, мимо которой равнодушно проходят люди и которая гибнет, никому не нужная и никем не воспетая» (В. Альбов. «Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова»).