Айк Демоян представил в Москве уникальный сборник турецкой «культуры насилия»
В Москве, в Центральном Доме Журналиста, прошла презентация книги известного армянского историка, доктора исторических наук, директора Музея-института геноцида армян при Национальной академии наук Армении, преподавателя Ереванского государственного университета Айка Демояна “Геноцид армян на первых полосах мировой прессы”. Айк Демоян — автор более чем 40 научных работ, в том числе нескольких монографий.
Издание осуществлено при поддержке попечителя и заслуженного строителя России Варткеза Багратовича Арцруни по инициативе Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона.
В этом уникальном, иллюстрированном сборнике представлены подборки мировой прессы XIX-XX вв. в которых через гравюры и фото-материалы показана политика насилия в Османской империи в отношении армян и других народов. Автором собрана коллекция ранее практически неизвестных широкой общественности материалов из английской, французской, американской, итальянской, русской, австрийской, чешской, немецкой и норвежской прессы. Здесь есть политические карикатуры, изображающие Абдул Гамида II с орденом Почетного легиона во французском сатирическом журнале L’Assiette au Beurre, фотографии с Кавказского фронта Первой Мировой войны под заголовками «Истребление армян в Турции», размещенные в русской газете «Искра», серии фотографий беженцев армян и айсоров в окрестностях Багдада в британской прессе, снимки сцен спасения мусадагских армян и оказания им гуманитарной помощи, плакат из американской газеты The Independent с призывом предоставить гуманитарную помощь пережившим геноцид.
Многие европейские газеты оперативно откликались на армянские погромы и резню. Так, уже через три дня британская пресса писала о событиях в Эрзеруме в 1895 году. Айк Демоян считает, что эта книга не академического, научного ряда, но она с особой миссией, предназначена для историков, музейных работников, журналистов, массового читателя. Информация в ней содержится многоуровневая. На правой стороне воспроизведена передовица издания, на левой – дополнительные материалы к статье, фото, комментарии. Айк Демоян сам лично разыскивал артефакты на книжных развалах Парижа и Лондона. Среди его находок – поистине удивительные свидетельства. 13 сентября 1896 года французская газета La Petit Parisien представила сцену сбора трупов жертв на улицах квартала Галата в Константинополе после резни армян. На изображении представлен примечательный эпизод: мусульманам было запрещено касаться тел христиан, и иногда после резни армян их тела убирали евреи и греки. Иногда подобным зверствам были посвящены материалы в трех выпусках газет. Говоря о книге, Демоян употребляет парадоксальный термин «культура насилия».
Варткез Арцруни, выступая на презентации, выразил мнение, что книга эта в силу продолжения транспортной блокады Армении и эскалации карабахского конфликта очень своевременна. Он считает, что журналистам необходимо поднимать тему разблокирования, которую можно решить за неделю, а также говорить о проведении референдума, который позволил бы определить, что делать с бросовыми землями и предприятиями в Армении, как выехавшим из республики 10-15 лет назад вернуться на родину, восстанавливать экономику страны.
Сам Варткез Арцруни системно поддерживает издание книг, посвященных Геноциду. Благодаря ему в прошлом году российскому читателю был представлен труд профессора Раймона Кеворкяна «Геноцид армян. Полная история».
В свою очередь директор Института политических и социальных исследований черноморско-каспийского региона Виктор Надеин-Раевский оспорил идентификацию книги автором. Книга научная, потому что в ней собраны исторические свидетельства. Большую ценность представляют публикации корреспондентов иностранных газет и журналов, работавших в то время в некоторых регионах Османской империи, которые представили правдивое изложение этих страшных событий.
Также Айк Демоян рассказал о текущей работе над книгой об Авроре (Аршалуйс) Мардигарян, спасшейся от резни, снявшейся в фильме «Аукцион душ» в роли себя самой (1919).Он демонстрировался в благотворительных целях, а весь сбор – 30 миллионов долларов, был использован для помощи пережившим геноцид.
Валерия Олюнина
Заглавное фото Андрея Арешева