Уличный «спирит» Александра Петросяна
Фотоработы культового фотохудожника Александра Петросяна, фотокорреспондента «Коммерсанта», известны всей России. Быть может, потому что его персонажи и персоналии отражают те черты русского характера, которые были всегда любимы не только в России, но и во всем мире. Многие его герои – инфернальные, непостижимые, гротесковые, странные, несчастные и иногда пугающие. Удивительно, как сегодня на улицах родного Питера он может распознавать и «вытаскивать» из обычных горожан эту «достоевщинку».
Путешественник Сергея Доли считает, что Александр Петросян - один из лучших современных фотографов в жанре репортажа и уличной фотографии. Яркие, часто гротескные снимки этого автора надолго врезаются в память даже тем, кто не питает большой симпатии к уличному жанру.
Александр Петросян родился в 1965 году в городе Львове. После окончания школы обучался на кинофотоотделении в Ленинградском культпросветучилище, а затем в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. Крупской. Активно занялся фотографией в 2000 году. Неоднократно принимал участие в различных выставках, участвовал и побеждал и конкурсах. Получил первую петербургскую премию по фотографии «Фотограф-2006» в номинации «Фоторепортаж». Он также победитель Второго всероссийского фотоконкурса «Мой город. Взгляд сквозь объектив».
С 2003 года место его постоянной работы — городской еженедельник «Мой район». Александр также активно сотрудничает с большинством периодических изданий Санкт-Петербурга. Фотографии представлены в частных коллекциях в России и за рубежом.
Работы Александра Петросяна публиковались в журналах Newsweek, National Geographic, «Русский Репортер», Digital Photo, Foto&Video, Inflight Review, Nextstop St.-Petersburg, «Интербизнес», «СПб.Собака.Ру», «Афиша», Timeout, «Город», «Фотодело», «Фотомагазин», Digital Camera, Russian Zoom, «Proспект», First, «Матрица», «Цифровик», «Вещьдок», «Стильный», «Дизайн и строительство», «Меценат», «Адреса СПб», «Град духовный», «Эксперт» и многих других, а также в газетах «Коммерсант», «Деловой Петербург», «Аргументы и факты», «Известия», «Комсомольская правда», «Мой район», «Вести», «Метро», «Реклама-Шанс», в книгах, альбомах и другой полиграфической продукции о Санкт-Петербурге.
Работами Петросяна, безусловно, можно было бы иллюстрировать шедевры русской литературы, которая всегда отцентрована вокруг маленьких, «бедных» людей, отчасти встроенных в карнавальную культуру, если бы такой проект у него возник. Его фото всегда встроены и в исторический контекст. В социальный и межнациональный тоже. Его плачущий ветеран растрогал пользователей соцсетей по всему миру. Торговцы-гастрбайтеры возвращаются домой после трудового дня на вещевом рынке. Грустный щенок на фоне Храма Спаса-на- Крови.
С Александром Петросяном и его напарником в марте 2015 года я ходила по Санкт-Петербургу в течение четырех часов. То проваливаясь в рыхлый снег, то выбираясь на проспекты… Заехали мы на окраину, где фотографы долго ходили среди зданий, построенных немцами еще до Великой Отечественной войны для рабочих, говорили с районными мужиками, детально узнавая о проектировании и строительстве этих домов и нынешних их обитателях.
Шли мы потом по проспекту Обуховской обороны, внезапно оказываясь в каких-то причудливых нишах города, где разрушенные почерневшие кирпичные остовы, мостики, бытовые постройки. Немного смещался ракурс, и город просматривался вновь – величественный и с уходящими перспективами на Неву и шпили. Потом снова оказывались в каких-то забытых богом и людьми углах, некому не нужных, не интересных кроме Петросяна. Эта незабываемая проходка стала большим откровением того, как можно видеть своего героя за десятки метров, интеллигентно «преследовать» его, боясь спугнуть, сделать кадр так, чтобы человек, застигнутый врасплох, был не оскорблен натиском. Потому что многих Александр может фотографировать в упор.
Петербург в отличие от Москвы всегда имел тайну двойничества, мерцающего сознания. Наверное, поэтому Александр часто использует мультиэкспозицию, где реальность и будни города оборачиваются фантасмагорией, сном. Тема парадного, фасадного Петербурга часто у него сопровождается болезненными для восприятия сюжетами лишних людей, маргинальных, почти гибнущих в этом праздничном имперском антураже. И всюду мы чувствуем сочувствие, интерес к самому сокровенному, тайному в человеке. Александр всегда гениально завязывает в одном кадре времена, чувствуя предысторию человека и, увы, его часто грустный финал.
О поездке Александра Петросяна в Армению, армянина по происхождению, Армянский музей Москвы и культуры наций расскажет в другой раз.
Валерия Олюнина
Фото Александра Петросяна, Дмитрия Ловецкого, Павла Маркина.