Валерий Ханукаев и его Гаянэ

Валерий Ханукаев и его Гаянэ

Имя Валерия Баруховича Ханукаева хорошо известно ценителям армянского искусства не только в России, Армении, но и в Австрии, Израиле, Грузии. Заслуженный деятель искусств Дагестана, России, меценат, коллекционер, куратор выставочных проектов, Президент Международного Фонда Гаянэ Хачатурян уже много лет находится в первом ряду сподвижников, которые привлекают внимание любителей живописи мира к армянским полотнам-легендам.
Сегодня 17 января у Валерия Ханукаева день рождения. Армянский музей Москвы и культуры наций сердечно поздравляет героя нашего очерка.
Свои детские и юношеские годы Валерий Барухович провел в Москве. Его родители из дагестанского города Дербент, и свою любовь к Армении он почувствовал еще в юности: один из его учителей, по происхождению армянин, однажды повел его на армянское кладбище Дербента. Тот, кто бывал здесь, расскажет, что это место по ухоженности может сравниться только с Пантеоном в Ереване. Постепенно Валерий погружался в историю, культуру страны, встретиться с первыми мастерами которой ему еще предстоит.
В 1998 году Валерий Ханукаев посетил Армению и в ереванских музеях увидел картины Гаянэ Хачатурян. После этого он начал собирать коллекцию её картин, всецело посвятив себя в дальнейшем пропаганде её искусства. В 2006 году состоялась личное знакомство коллекционера с художницей, она лично приняла участие в дальнейшем формировании коллекции. С согласия Гаянэ и под её личным руководством Валерием Ханукаевым был основан «Фонд изучения творчества и наследия художника Гаянэ Хачатурян».
Наша первая встреча с Валерием Ханукаевым в апреле 2009 года произошла случайно и оправданно. В мастерскую Николая Багратовича Никогосяна зашел невысокий, черноволосый человек с необычно выразительным лицом, живыми, напряженными глазами. Они принес несколько фотоальбомов. Эта минута определила мою последующую жизнь…
В этих альбомах жила Гаянэ Хачатурян, её родители, бабушка, происходившая из зокского рода и, конечно, Сергей Параджанов. Они познакомились, когда Гаянэ было двадцать, а Параджанову – на двадцать лет больше. На тех фотографиях они пластично смотрелись рядом: человек-оркестр, обнимавший весь мир, в своей знаменитой бороде от уха до уха, как будто повторяющей его улыбку… И Гаянэ – тихая, с чувственными губами, с чёрными глазами, падающими в душу.
Когда она ещё училась в школе, увидела, как какой-то дедушка пришёл за внучкой. Гаянэ нарисовала его маслом на картоне, этот шедевр подарила подруге. Спустя 30 лет Валерий нашел эту работу. Армянский музей Москвы и культуры наций в очерке о Гаянэ уже рассказывал о том, как Валерий, переписав в свой блокнот всех одноклассников художницы, нашел работу 16-летней художницы.
…Сама Гаянэ в том апреле доживала свой последний месяц в родном Тифлисе. Уже через год, в мае 2010 года, в Национальной галерее Армении Валерий Ханукаев открыл выставку ее памяти. И эта экспозиция стала первой, что я увидела в Ереване.
Выставка эта была уникальной не только по количеству представленных живописных картин, пастелей, графики, предметов прикладного искусства (глиняных кувшинов, виниловых пластинок, адресной таблички, палитры Гаянэ) из частного собрания Валерия Ханукаева, Национальной галереи Армении, Музея современного искусства Армении, Музея Сергея Параджанова, а также частных коллекций Армении, Англии, Франции. Было представлено более 100 работ мастера. Гостями выставки стали не только представители армянской интеллигенции. Большие делегации почитателей творчества Гаянэ приехали в столицу Армении в майские дождливые дни из России и Грузии, Англии и Франции, США и Израиля. В залах галереи можно было увидеть творчество девочки-художницы, создавшей чудную пастель «Батуми» и картины зрелого мастера «Луна – камень» из коллекции Валерия Ханукаева, «Портрет Георгия Маргелашвили» из частной коллекции Андраника Манукяна.
Экспонатами стали и фотографии: Гаянэ рядом с художником Акопом Акопяном, кинорежиссером Сергеем Параджановым, с самобытным живописцем Грузии Львом Баяхчевым, искусствоведом Генрихом Игитяном, с директором Музея Аршила Горки Шаэном Хачатряном. Эти фотоработы сделаны в разные годы Завеном Саргсяном, Юрием Мечитовым, Юрием Ростом, Виктором Баженовым.
Здесь и признание в любви, написанное Александром Бажбеуком-Меликовым юной Гаянэ. И ее письмо Валерию Ханукаеву, в котором она пишет сокровенные слова про их «одинаковое состояние сознания и души в дни, подаренные Богом для того, чтобы сеять вокруг себя добро на благо окружающим людям».
С июня по ноябрь 2009 года, 15 полотен Гаянэ Хачатурян из личной коллекции Ханукаева были представлены на престижной художественной выставке картин, на 53 Венецианской Биеннале. Чуть позже в Вене Валерий организовал представление одноактного балета памяти Гаянэ.
Говорить о Валерии Баруховиче можно долго, ибо он – воронка, не только дарит радость, но и вкручивает в свою орбиту того, кто способен к межкультурному диалогу, отражению красоты многонационального мира. По национальности горский еврей, он никогда не молчал, когда слышал о продаже Израилем оружия Азербайджану. Также армянам запомнилось его выступление на митинге, организованном Российско-Армянским Содружеством, призванном осудить азербайджано-венгерскую сделку, где он заявил о том, что армянский народ не может быть в безопасности, пока Сафаров на свободе.

Валерия Олюнина

 

Валерий Ханукаев и его Гаянэ