Аракс Давтян: певица от Бога
Выдающаяся армянская вокалистка, народная артистка Армении, заслуженная артистка России, авторитетный педагог Араксия Ашотовна Давтян преподавала в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса, с 1997 года являлась профессором этого вуза. Обладательница потрясающе сильного и яркого сопрано, с легким металлическим мерцанием, идеальной техникой и безупречной интонацией - так о ней обыкновенно писала пресса. Певица от Бога, которая более двадцати лет пела в Эчмиадзине – духовном центре Армянской Апостольской Церкви.
Родилась 22 апреля 1949г. в Милане в семье военного лётчика и медицинского работника. Семья, в которой было трое детей, воспитывалась на русской и армянской культурах, здесь много читали, увлекались поэзией, музыкой.
У отца был прекрасный голос, возможно, от него Аракс и переняла музыкальный дар. После отставки отца семья возвращается из России в Ереван, где будущая певица поступает в музыкальную школу имени Сараджева в класс фортепиано. Директор школы — известная певица Мелания Чолахян, открыла у девочки незаурядные вокальные данные и стала с ней заниматься. Аракс пела в хоре, занимаясь одновременно по двум специальностям - фортепиано и вокалу.
Поступив в 16 лет в музыкальное училище на вокальное отделение, она попала к известному педагогу Розалии Гулабян, у которой впоследствии училась и в консерватории. С педагогами ей повезло: Гулабян понимала, что нужно певице, проявляла максимум терпения, учитывала индивидуальность студентки, ее темперамент, особую музыкальность.
С 1975 по 1980 гг. Аракс Ашотовна работала иллюстратором Ереванской консерватории. С 1980—1986 гг. она - солистка Оперной студии консерватории. 1986—1992 гг. — солистка симфонического оркестра Гостелерадио Армении. Став лауреатом конкурса имени М. Глинки в 1979 году, стремительно стала подниматься вверх по ступеням профессионального мастерства.
В 1984 г., после победы на конкурсе им. Виотти в Варчелли, была приглашена в Государственный академический Большой театр СССР на роль Виолетты в опере "Травиата" Верди.
Выступала более чем в 120 авторитетных концертных залах мира: «Карнеги Холл» (Нью-Йорк), «Гаво» (Париж), «Концерт Гебау» (Амстердам), «Сентр Холл» (Токио) с дирижерами мирового класса. Среди них – Риккардо Шайи, сэр Джеймс Конлон, Ханс Граф, Даниэль Баренбойм, Дэвид Цинман, Саулюс Сондецкис, Юрий Башмет, Константин Орбелян. Постоянные партнеры в фестивалях в Кольмаре – оркестр «Виртуозы Москвы» и дирижер Владимир Спиваков. По мнению Владимира Теодоровича, Давтян удалась прекрасная трактовка произведений Моцарта.
Фильм-концерт «Вокальные параллели» режиссера Рустама Хамдамова
В 2005 году Рустам Хамдамов, создатель оригинального ассоциативного, метафорического и визуального киноязыка, представил зрителям фильм-концерт «Вокальные параллели», в котором Аракс сыграла себя и бесподобно спела. Лента была создана на киностудии «Казахфильм». Бывшие актрисы, некогда блистательные оперные певицы — Роза Джаманова, Бибигуль Тулегенова, Араксия Давтян и контр-тенор Эрик Курмангалиев на контрастном фоне заброшенных ангаров, ветхих зданий «советского ампира» и заснеженных юрт, исполняют классический репертуар из лучших произведений мирового музыкального искусства.
Переодеваясь в феерические костюмы, оперные дивы представляют арии и вокальные пьесы. Каждое из выступлений предваряется конферансом Ренаты Литвиновой, которое в свою очередь чередуется с беседами на отвлечённые темы с героями этого фильма-концерта. Рустам Хамдамов говорил об этом фильме-концерте: «Оперные певцы — Араксия Давтян, Роза Джаманова, Эрик Курмангалиев — исполняют свои партии из Пуччини, Шумана, Россини. Рената Литвинова выходит, объявляет их арии и одновременно учит „жизни“. Говорит, что в искусстве часто побеждает не талант, а посредственность, надо только выбрать правильную тактику и уметь идти на компромисс. А они плохо усваивают её уроки, живут не так, поэтому им здесь не место. И они умирают. Потом летят на том свете на самолете, но все равно поют. Там, на небесах…»
Дуэты с Эриком Курмангалиевым, по некоторым данным, первым контратенором в СССР, – это одна из замечательных страниц жизни двух звезд – армянской и казахстанской сцены. В 2008 году Араксия Ашотовна принимала участие в гала-концерте "OPERA VIVA!" памяти Эрика Курмангалиева в сопровождении Видземского камерного оркестра на сцене Латвийской Национальной оперы.
Гражданская деятельность
Была единомышленником оппозиционного движения Армении и боролась за свободу политзаключённых.
В 2009 году Араксия (Аракс) Давтян присоединилась к сбору подписей под «Обращением к Президенту, Парламенту и политическим силам Республики Армения», в котором высказывается протест против подписания и возможной ратификации армяно-турецких протоколов.
На вопрос, была ли она приглашена на встречу армянской элиты России с Президентом Армении в Ростове-на-Дону, она ответила, что восприняла факт предстоящего подписания армяно-турецких протоколов с возмущением и, если бы ее пригласили на встречу с Президентом, она ответила бы отказом: «Я с президентом на эту тему не буду говорить... у меня свои принципы».
Памяти Аракс
Аракс Давтян скоропостижно скончалась в среду в Москве. Об этом сегодня сообщило Министерство культуры Армении. Народной артистке республики был 61 год. "Память о выдающейся вокалистке и заслуженном педагоге навсегда сохранится в сердцах многочисленных поклонников ее таланта и ее учеников", – говорится в некрологе, распространенном Министерством культуры Армении.
Первый посмертный альбом легендарной певицы Аракс Давтян появился на полках в Америке. На диск записаны эксклюзивные треки: известно, что певица почти не записывалась в студии.
Инициатором выпуска редких записей стал давний друг знаменитой вокалистки, музыкант Константин Орбелян. Его стараниями были собраны и обработаны записи, сделанные в середине 90-х в Москве: тогда Аракс Давтян спела русские романсы под аккомпанемент пианиста Владимира Юрыгина-Клевке. Альбом с записью романсов увидел свет только на днях, в США.
СМИ обратились к Орбеляну за комментариями, и маэстро поделился теплыми воспоминаниями: «Аракс Давтян я встретил 22 года назад во Франции. Я был совершенно пленен имеющим кристальную чистоту голосом Аракс, ее мастерством и преданностью произведениям Моцарта. Это было знакомством не только с певицей Аракс, но и с теплым и замечательным человеком, с которым я имел счастье работать и в течение 20 лет выступить с 250 концертами… Аракс была наделена верой и искренностью по отношению к искусству. Произведения Моцарта, Верди, Пуччини и, конечно же, армянских композиторов (Комитаса, Саят-Новы, Бабаджаняна, Мирзояна и Арутюняна) она исполняла в собственной интерпретации и со своеобразной правдивостью. К несчастью, ни одно из этих исполнений не было записано. В середине 1990-х годов я смог записать те произведения, которые представляю вам».
Аракс Давтян ушла после длительной болезни 28 июля 2010 году. Похоронена в Ереванском городском Пантеоне .