«Дом, который построил Варткез Арцруни»

«Дом, который построил Варткез Арцруни»

В Москве издана книга «Дом, который построил Варткез Арцруни. В диалогах с Гагиком Карапетяном». Варткес Багратович – Заслуженный строитель РФ, Почетный строитель Главмосстроя. По просьбе руководства Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви, возглавил Епархиальный совет ААЦ в Москве. Принимал самое непосредственное участие в строительстве Армянского кафедрального собора в Москве. Учредитель и попечитель созданного Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. С 1979 г. работает в строительстве на руководящих постах: начальник объединения, заместитель Председателя Совета Министров, председателя строительного комитета Армянской ССР.
Во время разрушительного землетрясения 1988 года в Армении, проявил принципиальность и выдающиеся организаторские способности для ликвидации последствий страшной катастрофы. Руководил правительственным штабом, был авторитарен и требователен к подчиненным.
С 1991 г. заместитель руководителя Департамента строительства Правительства Москвы, начальник объединения "Мосинтерстрой". Оказал серьёзную помощь в реконструкции здания Лазаревского института (Москва), когда там разместилось Постоянное представительство Армянской ССР.
Большая часть диалогов посвящена строительству, с которым Арцруни связан уже 60 лет. Варткез Багратович вспоминает о землетрясении в Ташкенте в 1966 году и в Армении в 1988, сооружение Тольятти при АВТОВАЗе и Набережных Челнах при КАМАЗе в начале 1970-х, олимпийских объектах Москвы -1980, знаковых зданиях Москвы. В этих рассказах он вспоминает о коллегах и ярких людях.
Варткез Багратович родился в российском Кисловодске в 1941 году. Узнав, что фашисты, сломив оборону советских войск на кавказском направлении, стремительно приблизились к Кисловодску, его мать в беспокойстве позвонила отцу. Он уже не мог прилететь за семьей, тем не менее запретил двигаться на восток в эвакуацию. С августа 1942 они с мамой попали под оккупацию, вплоть до февраля 1943 года. Когда мать с сыном вернулись в Москву, ей пришлось «потерять» паспорт, чтобы никто не видел отметок о проживании в зоне оккупации. Всю жизнь он помнит военнопленных немцев, которых гнали через центр…И как следом ехала «поливалка», смывая следы непрошенных гостей.
Варткез Багратович говорит, что у его родителей сложная судьба. Особенно у папы. Он многих «вытащил» из голодной смерти.
Арцруни вспоминает о своих корнях из Западной Армении. Казаки из любви и уважения к его предкам за доброе отношение предупредили деда Арцруни: «Мы уйдем – придут турки. Мисак, собирай своих, поехали с нами!»
Дед благоразумно послушался, офицеры забрали с собой отцовских родителей в Георгиевск (торгово-промышленный центр Предкавказья). Выбрали новое место жительства, скорее всего, не случайно – там со времен Суворова обосновывались армяне –переселенцы из Тавриды. Примерно та же история произошла с родными мамы, проживавшими в Ольты (окружной город Карсской области) на берегу реки Чорох. «У края – богатое историческое прошлое» - так об этих живописных местах для рафтинга отзываются сегодня турки, умалчивая, что 100 лет назад воды Чороха покраснели от крови. Потом семья матери оказалась в Прохладном (казачья станица, получившая в 1937 году статус города, ныне второго по числу жителей в Кабардино-Балкарии). Маме Вардкеза Багратовича тогда исполнилось пять лет. По пыльному бездорожью шли в никуда несчастные, усталые, обескровленные люди. Неудивительно, что девочка потерялась. Через несколько дней ее в обозе других беженцев увидела соседка. Бабушка пошла и забрала ребенка.
Удивительно, но спустя десятилетия по время реконструкции галереи «Актер» Арцруни вылетел в Анкару для встречи с премьер-министром Турции – ее организовали турецкие евреи из стамбульской компании «Алярко», стремившиеся войти в московский строительный рынок. Главной темой переговоров Арцруни и Ахмета Сесута Илмаза стало открытие свободной зоны торговли в Трапезунде и учреждение там транспортной фирмы по перевозке прежде всего зерна и горючего с учетом того, что Армения задыхалась в транспортной блокаде.
Чтобы проверить дороги, по которым придется ездить из Трапезунда в Армению, Арцруни попросил отвезти его на машине в Эрзерум. Там во время прогулки ему предложили посмотреть на здание «прекрасной сельджукской архитектуры». Чтобы не шокировать гидов, он отреагировал дипломатично: «Подождите пару дней, и вы увидите в Ереване, что весь город возведен в стиле «сельджукской архитектуры».
Переночевав в Эззеруме они отправились в Карс и Ыгдыр. Губернатор Карса ему особенно понравился – с виду настоящий русский мужик с чубом. «Организуем для вас, господин Арцруни, все, что пожелаете». –«Можно посмотреть на армянское кладбище?» - «Вопросов нет», - улыбчиво сказал губернатор. Спустя час он услышал: «Извините, оно уничтожено»…
Как говорит журналист Гагик Карапетян, эта книга может стать лекалом для многих армян, родившихся вне Армении. «Дом, который построил Варткез Арцруни» – своего рода мемуары. В этой книге он рассказывает не только о вехах своей трудовой биографии, но и передает дух и приметы пережитого им времени с середины минувшего века.

«Дом, который построил Варткез Арцруни»