Джемаран, как все начиналось

Джемаран, как все начиналось

Продолжая освещение жизни армянской общины в Ливане, хотелось бы рассказать, пусть и вкратце, об интересной и необычной истории армянского колледжа в Бейруте Джемаран (с армянского языка слово переводиться как «учебное заведение»).

Дело в том, что в начале становления новой школы стояли люди, которые, в свое время, возглавляли Первую армянскую республику. Начинал колледж свою жизнь как и сама община - с малого, с 15 учеников в съемном доме. Но была четкая цель – дать детям не просто полное образование, но армянское образование, готовить новую армянскую интеллигенцию. Этим занимались такие личности, как Никол Агбалян (министр просвещения и культуры Первой армянской республики с 1919 по 1921 года), писатель Левон Шант, а также Симон Врацян (последний премьер-министр Первой армянской республики). Джемаран быстро разрастался, набирал новых учеников. В 1951 году после смерти Левона Шанта директором стал Симон Врацян, а его заместителем великий поэт спюрка (армянской диаспоры) Мушег Ишхан. При них были построены второй (1953) и третий (1957) корпуса Джемарана. Симон Врацян скончался в 1969 году, тогда число учеников перевалило за 1000 человек.

Годы гражданской войны в Ливане тяжело отразились на ученической жизни Джемарана, и, несмотря на пожертвования, сказались также последствия начавшейся эмиграции.

Новый подъем школы начинается с 1986 года благодаря спонсорству братьев Арсланян (Айка и Меланктона). Осенью 1988 года обновленный Джемаран открыл свои двери перед учениками.

 С 2001 года и по сей день работой Джемарана руководит Тигран Джинбашьян. Число учеников сегодня составляет 700 человек. У колледжа богатая библиотека первоисточников, картинная галерея. Сегодня Джемаран представляет собой самодостаточный образовательный центр со своим детским садиком и международной сертификацией выпускников.

Проблемы современности коснулись, безусловно, и Джемарана. Все встряски, настигшие Европу и Ближний Восток, представляют двойную опасность для нашей общины: они смывают тот фундамент мирного и спокойного Ливана, на котором возможно было возрождение киликийских традиций. Эти размышления приводят неизбежно к выводу о том, что в сегодняшнем мире невозможно возрождение в одиночку – нужно единство: единство спюрка и Родины, представителей армянских диаспор всего мира, каждой страны.

Джемаран, как все начиналось