«Письма войны»: почему форма письма времен ВОВ была треугольной
Фронтовые письма времён Великой Отечественной войны летели домой без конвертов. Сегодня многие могут удивиться необычной форме этих писем. Но 70 лет назад она никого не удивляла — именно такие письма тогда были самым ценным, что мог принести почтальон, ведь "треугольники" являлись весточкой с фронта от родного человека.
Очень мало бумаги было в то время: не было конвертов, марок. Вот и появились такие треугольнички. Сначала, на одной стороне бумаги писался текст сообщения, а потом листок складывался в треугольник, где на другой стороне писался адрес. Содержание таких писем было в основном стандартным — солдаты писали о своей любви к родным, иногда рисовали рисунки для своих маленьких детей и обещали вернуться домой после войны.
Треугольник (это известно из геометрии) - намного более жёсткая конструкция, чем прямоугольник. Большинство наших современных домашних изделий из бумаги - кораблики, шапки, самолётики - основаны именно на тругольниках, которые более "устойчивы". Такова же и причина треугольности фронтовых писем.
Благодаря этой форме письма меньше мялись и не раскрывались во время транспортировки. А ещё, по форме письма было ясно, какие новости пришли с фронта в семью солдата.
У таких писем было еще одно преимущество - их было легко проверить цензорам НКВД, которые просматривали всю переписку. Именно поэтому письма не запечатывали. Цензоры проверяли письма на предмет наличия в них каких-либо высказываний против системы или же любые ссылки на секретные данные, такие как месторасположение и передвижение воинских частей.
Сегодня сохранились тысячи подобных писем, которые когда-то во время войны пересылали десятками миллионов. В основном, их можно найти в частных коллекциях и в семьях очевидцев войны, которые бережно хранят пожелтевшие от времени листочки бумаги.
В Армянском музее Москвы и культуры наций хранится переписка семьи Хачатурянц, которые на протяжении долгих лет войны с помощью таких писем-«треугольников» узнавали новости от близких с фронта.