«Кусочек неба» Генриха Маляна
Фильм "Пощечина" («Кусочек неба») - лиричный, грустный, такой атмосферный имеет маленькую тайну, о которой как-то быстро все забыли.
Все фильмы Генриха Маляна отличаются высоким художественным стилем, качественной картинкой, которая врезается в память, и остается как образ. Но даже на всем блестящем маляновском фоне "Пощечина" оказалась особенной. Интерьеры, тщательно подобранные костюмы, детали старого быта - редкий фильм переносит в прошлое так, как этот.
"Кусочек неба", или в русском варианте - "Пощечина" - это история мальчика-сироты которого усыновила бездетная тетя. Ее муж Григор-ага всю жизнь мечтал о сыне, и с гордостью принял мальчика в свою семью. Но вот беда - вместо шустрого мальчишки, он получает Торика - мечтательного и ранимого. "Совсем нет огня в этом мальчике," - вздыхает Григор-ага. Он очень переживает, что мальчик не встанет на ноги.
Эта история воспринимается как история о сироте. Но дело в том, что изначально она была о Геноциде. И сиротство Торика - это сиротство мальчика. семью которого убили. Но из сюжета эту историю пришлось вырезать. Дело в том, что незадолго до "Пощечины" Маилян снял фильм "Наапет" - первый художественный фильм, в котором тема Геноцида звучала в открытую. Сюжет не утвердили - две такие картины подряд могли нанести вред советско-турецким отношениям. Пришлось менять сценарий. Так история Торика стала просто историей, частным рассказом.
Повзрослевший Торик никак не может жениться. Никто не дает свою дочь за простого мастера, к тому же слишком ветреного. И он, в конце концов, женится на проститутке, приехавшей в город на заработок. Девушка очень молода, и попала в бордель, по всей вероятности, случайно. Она такая же потерянная ранимая душа, как сам Торик, такая же не принимая обществом. В финале фильма он с триумфом объезжает город на фаэтоне со своей невестой. Вслед им смотрят многочисленные девушки, которые так пока и не вышли замуж.