Современная армянская проза. Ованес Азнаурян. «Битлис»
Армянский музей Москвы и культуры наций открывает новую рубрику:
Ованес Азнаурян родился в 1974-м году. Окончил Ереванский педагогический институт, факультет истории и основ права. Пятнадцать лет преподавал Историю в школе № 55 им. А.П. Чехова г. Еревана, в настоящее время работает системным администратором. Живет в Ереване, Республика Армения.
Печатался в газетах, журналах, альманахах:
«Литературная Армения», «Эмигрантская Лира», «Revue svetovej literatúry» («Ревю мировой литературы» Словакия), «Под небом единым», «Дерибасовская-Ришельевская», «Нева», «НГ-EXLIBRIS», «Дружба народов», «Дарьял», «FlASH STORY: Антология короткого рассказа», (издательство «Русский Гулливер»), “Алашар” (журнал СП Абхазии) и т.д.
Автор книг повестей и рассказов “Симфония одиночества” (Ереван, 2010 г.), “Симфония ожидания” (Ереван, 2014 г.).
Шорт-лист литературной премии “Русский Гулливер». Член Клуба писателей Кавказа.
Яхта получилась что надо: вся такая белая, стройная, остроносая, с большим белым парусом, который можно было поднимать и опускать на мачте. Яхта получилась настоящая, только маленькая, и отец, закончив возиться с ней, положил ее на стол и залюбовался результатом своего двухнедельного труда.
- Ну, пожалуй, и все, - сказал он, закуривая. - Яхта наша готова.
Шестилетний Арто смотрел с восхищением то на отца, то на яхту и не знал, что сказать. Яхта действительно удалась на славу. И не такая уж она маленькая, подумал он, посмотрев на яхту с близкого расстояния и представив себя стоящим на палубе. Во всяком случае, она больше, чем трехмачтовый кораблик сына тети Ануш, с которым Арто познакомили накануне вечером. Есть чем гордиться!
Когда вчера вечером сын тети Ануш (как же его звали-то?) показывал свой кораблик, Арто сказал, что его папа «строит» для него яхту.
- А когда она будет готова? - спросил сын тети Ануш, но Арто не знал, что ответить. Он не был уверен, что завтра отец не опоздает с работы и не придет такой усталый, что просто пообедает и ляжет спать. Поэтому маленький Арто ничего конкретного не мог сказать сыну тети Ануш. Но отец пришел с работы рано и, наскоро пообедав (недовольство бабушки: «Ты опять недоел! Хуже ребенка, честное слово!»), принялся доканчивать яхту.
И вот она готова. Белая, стройная, остроносая...
- Теперь нужно ее как-то назвать, - сказал отец. - Как бы ты хотел назвать нашу яхту?
- Не знаю, - улыбнулся шестилетний Арто. - Ты скажи!
- Давай назовем ее «Битлис».
- А почему «Битлис»? - спросил Арто.
Отец ответил:
- Это название города, где когда-то жили наши предки: твой дедушка, когда еще был маленький, его отец и отец его отца.
- Хорошее название для яхты, - одобрил Арто. - «Битлис»! Так и назовем. А ты видел этот город Битлис, папа?
- Нет.
- Ты не видел города, где жил мой дедушка, когда был маленьким, и где жили его отец и отец его отца? - удивился Арто.
- Нет, не видел.
- Почему?
- Там больше не живут армяне. Это уже не армянский город.
- А раньше был армянский?
- Да. Но армян оттуда прогнали.
- А город Битлис не в Армении?
Отец вздохнул:
- Был в Армении, но сейчас эта часть Армении называется Турция.
Маленький Арто не совсем понял, почему его отец так никогда и не поехал в тот город, где жил его дедушка и все остальные дедушки, но решил как-нибудь, когда станет взрослым, обязательно туда поехать. И папу взять с собой, и бабушку, подумал он, глядя, как отец пишет тоненькой кисточкой на боку (правильнее сказать - «на борту») яхты слово БИТЛИС.
- Очень хорошо! - сказал он, когда папа закончил.
- Конечно, хорошо, - согласился отец. - Завтра утром пойдем в садик, где фонтаны, и спустим на воду нашу яхту.
- А в Армении нет моря?
- Нет, Арто. В Армении нет моря, в Армении только горы и леса. Раньше было море.
- Плохо. - Арто покачал головой. Ему показалось несправедливым, что у Армении нет моря. - А когда у нас будет море?
Отец улыбнулся:
- Давай поужинаем и пойдем спать. Завтра у нас ответственный день: на воду будем спускать «Битлис».
- Так завтра ты не пойдешь на работу?
- Завтра ведь воскресенье, забыл?
- Забыл. - Арто счастливо улыбнулся. Он всегда бывал счастлив, когда отец не ходил на работу: это означало, что весь день он будет играть с ним, или говорить, или чему-то учить...
- Тогда пойдем поужинаем - бабушка что-то вкусное приготовила, - и спать...
Поужинали. Говорили о яхте, говорили о школе, в которую уже с сентября пойдет учиться Арто; папа выяснил у бабушки, что надо завтра купить на рынке, а потом пошли спать.
Когда бабушка и папа заснули, Арто встал с постели и побежал в столовую, подошел к фотографии мамы, которая висела в рамке рядом со шкафом с книгами, и включил свет. Посмотрел на фотографию, улыбнулся:
- Мама, наша яхта готова! Завтра у нас воскресенье, и мы с папой пойдем в садик, где фонтаны, и запустим яхту. Да! Мама! Мы назвали ее «Битлис»! Там, в Битлисе жили все наши дедушки! А вечером пойдем к тете Ануш. У нее есть сын, у которого есть кораблик. Он мне показывал вчера, а я завтра покажу ему нашу яхту. Но сначала мы попробуем ее в садике... Знаешь, у сына тети Ануш теперь нету папы. Он тоже, как и ты, улетел очень далеко, на небо. И мы опять пойдем к ним домой, как и вчера. Когда тетя Ануш и папа разговаривают на кухне, я и сын тети Ануш идем играть в его комнату. Да! Бабушка на ужин приготовила оладьи, и я очень хорошо поел... Можешь не беспокоиться, мам, я хорошо ем...
Потом Арто побежал в спальню, юркнул в постель и через мгновение заснул крепким, здоровым сном. Бабушка, в одной комнате с которой спал Арто, боясь разбудить внука, только вытирала слезы, не смея даже вздыхать, а в кабинете папа Арто ходил из угла в угол, курил и так и не заснул до самого утра.
Арто снилось море, большое-пребольшое, и как по морю скользила их яхта, большая, красивая, стройная, остроносая, которую они назвали «Битлис», и как ветер раздувал большой белый парус.