Эмир Кустурица. Где мое место в истории?

Эмир Кустурица. Где мое место в истории?

Автобиографическая книга знаменитого режиссера, актера, музыканта вышла в издательстве «Рипол классик». Армянский музей Москвы и культуры наций предлагает вам несколько значимых цитат, которые могут отражаться и в армянской ментальности.

Кризисы и войны изменились, и со временем умение забывать стало формой утешения. Иначе как бы человек смог свыкнуться с порочными идеями современного мира? Как он смог бы, к примеру, согласиться участвовать в войне во имя гуманизма? Когда вы принадлежите к маленькому народу, который отказывается покорно следовать идеям великих держав, и в самый разгар передала мира настойчиво задается вопросом «где наше место в этой истории?», великие державы забрасывают вас бомбами, которые называют «ангелами милосердия».  После подобных событий забвение играет решающую роль в процессе адаптации. Чем быстрее вы забудете нанесенные травмы, чем быстрее вы сформулируете злополучный вопрос  в первом лице единственного числа: «Где мое место в этой истории?», тем скорее вы сможете двигаться дальше. То же самое в личной жизни: чем быстрее ты забудешь оплеуху, полученную на перемене, тем скорее сможешь заново влюбиться. Но в забвении все же содержится  некая доля памяти, существенная составная часть, на которую опирается история. И не только в случае со сломанным в драке носом.

Я отношусь к тем, кто считает забвение фактором выживания, но я отказываюсь следовать сегодняшним тенденциям. В наши дни толпы людей похожи на кур с птицефабрики, память которых ограничивается последним приемом пищи. Забвение даже использовали для того, чтобы разработать теория конца света, которая захлестнула мир в девяностых годах прошлого века. Проповедники либерального капитализма предложили нам отречься от нашей культуры и нашей личности, чтобы броситься в водоворот технологической революции, призванной  направить наши судьбы  в строго определенное русло и регулировать наши жизненные процессы. Это высокомерное заявление разбудило во мне желание возобновить мои связи с памятью, а также свести счеты с забвением.

Кстати, 5 марта 2010 года на пресс-конференции в Ереване Эмир назвал  ленту Сергея Параджанова «Тени забытых предков» "лучшей картиной в мире, снятой до сих пор".
Конец фильма Кустурицы «Андерграунд» имеет отсылку к финальной сцене фильма Параджанова (смерть в колодце).

Эмир Кустурица. Где мое место в истории?