На «Армянском Базаре» были все — не было только армян

 На «Армянском Базаре» были все — не было только армян

Армянский музей Москвы и культуры наций  завершает публикацию третьего фрагмента эссе «Какой фактор является определяющим в формировании идентичности армянина в диаспоре?»

Несколько лет назад я была в Северном Крыму в Армянске, в старину называвшемся Армянским Базаром.  В городе хранят память об Александре Спендиарове, крестившемся здесь, художнике-маринисте Эммануиле Магдесяне, племеннике Ивана Айвазовского.

Армянск имеет удивительную историю. В историко-краеведческом музее мне рассказывают о том, как на расстоянии пяти верст южнее Перекопа еще в XVII веке существовал перевалочный торговый пункт. Сюда расселилась в 30-х годах XVIII века значительная часть жителей Перекопа, преимущественно армяне и греки, которых притесняли татарские беи. Несколько лет назад в  музее прошел великолепный праздник «Армянский Базар»: искусство оживляет наследие». Русская община готовила блины, в музее плели половики и чеканили монеты, проводились мастер-классы, в облике живых скульптур представали воспитанники межрегионального приюта Армянска, здесь были и князья, и казаки, и губернское дворянство, рабыни и сама Екатерина II, которой вручали мешочки с солью… За пять часов работы музей посетили 2000 гостей. На «Армянском Базаре» были все — здесь не было только армян. Хотя приглашения направляли и общинам Крыма, и в Киев — в Союз армян Украины. Была одна армянка из соседнего села, и та спела песню на татарском языке. Это другая сторона дела, когда армяне сами игнорируют уже не свою  боль – а свою радость.

Мы живем под ногами не чувствуя будущего, мы, русские, не видим его даже умозрительно. Все, что мы любили в 80-90 изношено, 00 ничего не дали по большому счету, так вот наш космополитизм разрастается до индивидуализма. Мы увлечены всеми судьбами мира, но при этом чувствуем только себя, здесь и сейчас. Очень хочется, чтобы армянская диаспора после того как пройдут форумы, митинги, пикеты у турецких посольств, могла измениться качественно, чувства этого года были, безусловно, противоречивы. Если Турция на общественном и государственном уровне сможет найти диалог с Арменией, то это будет означать, что эти страны перестанут искать «горячие точки», чтобы самоидентифицироваться.

 

Валерия Олюнина

 

На «Армянском Базаре» были все — не было только армян