Фильм «Землетрясение»: дышишь – значит, живой

Фильм «Землетрясение»: дышишь – значит, живой

Если взглянуть на фильм в общих чертах, то его можно назвать катастрофой, однако такое определение жанра крайне спорное. Действие разворачивается в Ленинакане 1988 года – красивом, бурлящем жизнью городе, северной столице Армянской ССР. Небольшой рассказ о жизни людей, занимающихся повседневными делами, с их радостями и конфликтами, ссорами и любовью, предваряет действие фильма. И вдруг землетрясение, сносящее все то, что казалось незыблемым на протяжении многих лет.

От фильма-катастрофы здесь непосредственно действие, но по форме и содержанию – это историческая драма, выходящая за рамки одного жанра. Она обобщает сразу две классические темы различных художественных произведений: человек против стихии-природы и человек против человека.

Андреасян не даёт нам смотреть за всем этим со стороны, он предлагает встать на место героев фильма, оценить их деяния и мотивы с точки зрения правоты и морали. Роберт Мелконян, сыгравший одну из главных ролей, смотрит в камеру прямо в глаза зрителям, и в них читается: «А что бы ты сделал на моем месте? Ты меня осуждаешь или оправдываешь?».

Есть важная деталь, которую нельзя не отметить в фильме – почти карваевская эстетика. Оператор Юрий Коробейников вызывает уважение к своей работе с камерой и выбору невероятно красивых точек съемки сцен. В фильме визуализируется главное – дыхание. Оно задает ритм, масштаб и в итоге кристаллизует в морозном воздухе смысл, самый простой из возможных: дышишь – значит, живой. Отдельного упоминания достойна съемка ночных сцен: холодный зимний город и теплый свет горящих костров.

Предполагаю, что картина Сарика Андреасяна «Землетрясение» соберет много полярных отзывов. Так как раны людей, переживших землетрясение в Гюмри, еще не зажили, найдутся те, кто обвинит режиссера в профанации трагического события и лубочности персонажей. Другие отметят профессионализм, тонкое мастерство и деликатность в подходе к такой болезненной теме. На самом деле истина, как всегда, находится где-то посередине.

Известно, что до «Землетрясения» Андреасян снимал немало комедий. Но все они не претендовали на высокую художественность. Это не единственный жанр, в котором работает режиссер, темы для своих лент он выбирал не особо придирчиво. В прошлом году вышел фантастический триллер «Мафия: Игра на выживание», в начале следующего года в прокат должна выйти супергеройская лента «Защитники».

Да, возможно в фильме есть немного наивности, характеры главных героев не выписаны до драматической глубины, а второстепенные персонажи не ярки. Но все же Сарик Андреасян снял историю, к которой просто невозможно остаться равнодушным.

В чем же секрет фильма?

Может быть в том, что во главу угла режиссер поставил доброту и любовь, которые преодолевают на своем пути любые препятствия. Ведь для них не важно, какой человек национальности, или какое он занимает социальное положение. Настоящие добро и любовь, дары небесные, способны творить чудеса, создавая уже здесь, на земле, кусочек рая. Именно его и приоткрывает искушенному зрителю автор этого необыкновенного фильма. И хоть на первый взгляд образы кажутся простыми, за ними скрывается то, чего так не хватает современному человеку: простоты, открытости, доверия, стремления делиться всем, что у тебя есть, вплоть до самопожертвования.

 

Арсен Алексанян

Фильм «Землетрясение»: дышишь – значит, живой