Раффи, Акоп Мелик-Акопян:самый загадочный армянский писатель (1835-1888)
Произведения писателя Раффи вдохновляли несколько поколений армян. Они были ориентиром в трудные десятые годы, когда мир изменился до неузнаваемости. В романах Раффи находили ответы на свои вопросы граждане Советской Армении, которым не всегда был ясен их завтрашний день. И только в тридцатые годы Раффи стал на время достоянием Спюрка - в СССР писатель попал под кратковременный запрет, и его поэтому в наши дни антикварных изданий писателя почти не осталось - его книги сжигали целыми томами.Основная тема, на которую писал Раффи - национальное самоопределение. Он честно и довольно жестко описывал положение армян в этом мире, предостерегал свой народ от ложной надежды на спасение извне, обращал внимание на то, что лучшее будущее - только то, которое предстоит создать самим.Впрочем, на сегодняшний день, это самый загадочный из армянских писателей. Так, в Армении часто спорят о том, что же на самом деле хотел сказать писатель в своем романе "Самвел", в которой главный герой убивает своих родителей. Эта история преподносилась как история сверхчеловека, который убивает даже отца и мать за то, что они отказались от большой идеи родины и служения ей. Но с другой стороны родители Самвела просто приняли маздеизм, то есть обратились в религию собственных дедов, и кто лучше служит родине – не совсем понятно.
Роман «Хент» давал ответ тем, кто привык веками жить, приспосабливаясь к тяжелым условиям, к гнету и ограничениям. Он показывал, что попытка вырваться на свободу может дорого стоить, но что она все-таки дает возможность иной, лучшей жизни.
Новый читатель, гражданин Третьей Республики открыл для себя совсем иного Раффи. В 2009 году на студии «Ереван» был снят фильм «Дневник крестокрада». Эта полумистическая повесть Раффи была малоизвестна, в СССР ее издали лишь в 1989 году. Современного читателя привлекает в сюжете тема игрока, человека, который становится над миром, над ситуацией, и остается один на один с последствиями своей маленькой тайны.