Что определяет идентичность армянина в диаспоре

Что определяет идентичность армянина в диаспоре

Российский философ, культуролог Григорий Померанц считал, что национальная идентичность может быть тройной и при этом пласктичной. В определенные моменты жизни человек, взаимодействуя с миром, выставляет определенный набор глубинных родовых качеств. У меня три четвертых русской крови, есть татарская и украинская примесь. И когда начались военные действия на Украине, украинская кровь будто стала заменять во мне все остальное. В этом случае я не задумывалась о том, что русские и украинцы - это братья славяне, просто усилилась желание общаться с родственниками, слушать украинские песни, обострилась какая-то тоска по Украине, которой я никогда не знала, но слышала о ней  из рассказов матери, во многом к этому чувству  примешивалась темное гоголевское начало, которое манило и пугало одновременно.

С армянами я  работаю более или менее системно последние пять лет, дружу больше десяти. Бывая в городе, где сильная армянская община, я скорее зайду в армянский храм, чем в русскую церковь. Почему так случилось, в рамках этого сочинения писать не буду, просто вспомню цитату великого Тонино Гуэрра, который считал, что Армения была единственной для него страной, перевернувшей его сознание. В моем случае это была еще и Сербия. Но опять-таки балканский опыт мне был интересен как опыт затертого православного существования, где сосед мусульманин для серба более безопасен, чем католик хорват. Пребывая в Белграде, который пострадал от американских урановых бомб, я вспоминала уничтожаемый «градом» Шуши. В силу сложившихся обстоятельств из-за войны на Украине, мне уже стало казаться, что русские, сербы и армяне действительно потенциальное братство.

Какой фактор является определяющим существование армянина в диаспоре? Вопрос этот очень интересен еще и потому, что россияне сегодня сами не знают, для чего им Россия.  Есть ощущение, что национальный дух выветрился так, что дети идут в школу, потом в институт, мечтая о том, что их будущее – это хороший уровень зарплаты и количество машин, загородный дом.  В этом контексте Олимпиада явилась временным мотиватором, как будто на пять лет дающим осознание того, почему важно быть спортивным, здоровым и прочее - ибо это нужно стране.

Опыт армянской диаспоры в России интересен потому, что его можно изучать и прививать, потому что знать о том, что консолидирует людей, а не сбивает их в стадо ради разрушения и убийства, мне интересно.

 

Валерия Олюнина

 

Что определяет идентичность армянина в диаспоре