Ко дню рождения Вардгес Арцруни

Ко дню рождения Вардгес Арцруни

Армянский музей Москвы и культуры наций поздравляет Почетного строителя РФ, мецената Вардгеса Арцруни с 75-летием

Существуют вековые традиции, связанные с мужчинами, они должны родить сына, построить дом, посадить дерево… Но Вардгес Багратович Арцруни пошел несколько иначе, но в том же направлении. Он стал отцом двух дочерей, завел фруктовый сад и построил тысячи домов. Наверное, если их поставить торцами друг к другу, можно было бы несколько раз окружить Землю…

В судьбе Арцруни действительно видно это метафизическое кольцо. Потомок строителей и царей Арцруни из исторического Васпуракана, он своей судьбой и деятельностью, которой уже больше 70 лет, соединил прошлое, настоящее и будущее своего великого рода.

География его деяний поражает. Его бросало из одной части СССР в другую. Кисловодск, Москва, Ташкент, Тольятти, Ереван, Гюмри. В Тольятти он провел удивительный эксперимент, вошедший в историю отечественного и мирового строительства: построил девятиэтажный дом, который монтировали 2 недели и за месяц сдали уже с опечатанными в эксплуатацию квартирами. 

Он стал руководителем восстановления Армении после землетрясения. В Ленинакане был уже через два часа после первых разрушений. На родине особенно проявилось его качество – безотносительная честность. Он смог отстоять профессиональную репутацию армянских строителей, когда пошел на открытый конфликт с Москвой, обвиняющей Армению в нарушениях строительных нормативов. Арцруни смог доказать, что ГОСТы были разработаны для землетрясений до 7 баллов по шкале Рихтера. И их утверждали члены Академии наук и сотрудники Института проектирования.  Спитакское было 9-балльным. Если бы ни его принципиальная позиция,  возможно, к горю, которое вошло практически в каждую семью Ленинакана, Спитака и Степанавана, добавились бы новые трагедии-  могли бы начаться суды над теми, кто строил эти города.

И снова  любимая Москва.  На улицах которой он помнит себя мальчишкой, учеником-монтажником, молодым строителем, который учился у всех.  У него нет чинопочитания. У него есть уважение к человеку. Он на всю жизнь сохранил свою цепкую с детства память. Практически без запинки может перечислить начальников всех трестов, СМУ и участков «Главмосстроя» за несколько десятков лет. Всегда упоминает людей, у которых он учился, даже если это был прораб или крановщик.

Имя Арцруни зазвучало по Москве, когда сдали фантастическую галерею «Актер» на Тверской. Это было первое красивое здание в столице в 90-е, когда все рушилось.

Он - строитель с мышлением и совестью советского человека. Это сейчас стройка невероятно уплотнена, так что кто-то живет без инсоляции. А раньше жилой квартал не сдавался, если в нем не было школы, детского сада, поликлиники и магазинов. В советские времена только так и строили. Поэтому то, что происходит сейчас, Арцруни очень огорчает. Районы Алтуфьево, Бибирево и Отрадное – его рук дело.

Вардгес Багратович может ходить по Тверской или в Лужниках, приехать к Армянскому храму на Трифоновскую, и везде он дома. Это он нашел площадку для создания кафедрального собора и культурно-просветительского центра.

Он умеет находить в строительстве проблемные узлы. И сразу решает эти вопросы так, что ситуация не только перестает быть проблемой, но она еще и качественно улучшается. Стройка – это разные профессии, сотни тысяч людей, и у каждого своя ментальность. А такие руководители, как Арцруни, должны уметь объединять усилия всех, скоординировать специалистов разного профиля - землеройщиков, электриков, сантехников, отделочников. Это невероятно трудно, нужны хватка, ум, опыт и воля. В статьях описано его состояние во время работы над галереей «Актер». Заслуженный деятель остро чувствовал, что это счастье – быть строителем, отдавать людям объекты вот такие, которые после пожара возродились и выглядят совершенно феноменально.

Удивительная эта история со строительством армянского Храма. Какие только места предлагались под строительство. Нигде не остановился, а задел на Трифоновской понравился – ведь здесь можно было не только возводить, но и делать целое подворье с инфраструктурой. Сегодня  сюда едут армяне не только Москвы, но и России, общин мира, но и  из самой Армении…

Вторая и необъятная тема его жизни – книги, издание которых он финансирует и участвует в каждой презентации лично. Есть в сердце большая боль, которую он пытается преодолеть вместе с единомышленниками – прекратить поток массовой миграции из Армении, разблокировать транспортные пути, ведущие в страну, когда-то одну из немногих в союзе саму себя обеспечившую…

Арцруни до всего есть дело. До всего, что касается Армении и строительства. Сколько лет он носится с этой идеей о том, что вокзалы нужно выносить за пределы Кольца, построить новые железнодорожные терминалы.  Освободить город от избыточного пассажиропотока, а исторические здания, к которым прилагали руки видные архитекторы и художники, такие, как Щусев, отдать городу и сделать в них музеи и арт-галереи, благоустроив прилежащие территории для торговли и отдыха горожан и гостей. Увеличить количество столичных магистралей и совместить их с метро. Он москвич до мозга костей, знает здесь каждую аллею и подворотню. Сейчас трудно поверить глядя на этого уважаемого человека, что много лет назад он пацаном ходил по этим улицам и делил с грузинами районы влияния.

В нем до сих пор есть жажда жизни. Он недавно полетел в Крым и понял, что должен восстановить церковь у могилы Айвазовского, которая была для художника знаковой - здесь в 1817 году он был крещен, здесь венчался с Юлией Гревс, здесь же его и отпевали. В стене церкви, над дверью, имеется плита с армянской надписью, свидетельствует о том, что в 1888 году храм был перестроен, потому что сильно пострадал  во время пожара. Тогда его на свои деньги восстанавливал Айвазовский, сегодня это сделает Вардгес Арцруни.

Валерия Олюнина

 

Ко дню рождения Вардгес Арцруни