Перенося на страницы своего произведения — будь то художественная литература или публицистика — события давнего или недавнего прошлого, облачая их в слово, автор делает попытку осмыслить произошедшее. А самое главное — рассказать то, что было. Важно, чтобы слово несло в себе правду.
Тема Геноцида армян нашла отражение в творчестве и писателей, и художников, и кинематографистов. Среди автор книг о Геноциде много тех, кто сам пережил его. Так, в 1918 году в Нью-Йорке вышла книга Авроры Мардиганян «Растерзанная Армения», ставшая одним из первых опубликованных документальных свидетельств очевидцев Геноцида армян. Год спустя по мотивам этой книги снимут немой американский художественный фильм — первый про Геноцид.
Известный советский писатель Варткес Тевекелян на основе автобиографического материала написал книгу «Жизнь начинается снова». В ней он повествует о судьбе армянского мальчика, уцелевшего во время резни в Шабин-Карахисаре.
Среди авторов — много потомков жертв и выживших. Это писатель и юрист Фетхие Четин из Турции («Моя бабушка»), писатель Антония Арслан из Италии («Усадьба жаворонков»). С разных точек земного шара оно доносят историю своих предков.
К теме Геноцида армян обращались и свидетели тех страшных событий. Немецкий писатель и правозащитник Армин Вегнер писал: «Но все это лишь незначительная доля того, что я видел сам, что мне рассказывали мои знакомые и путешественники или что я слышал из уст самих высланных…». Снимки, сделанные им, стали основными фотографическими свидетельствами Геноцида.
Большое значение имеют исследования современных ученых, историков-исследователей. В 2004 году израильский историк Яир Аурон выпустил в свет свою книгу «Необъяснимое равнодушие. Сионизм и геноцид армян». В 2008 году выходит книга испанского журналиста Хосе Антонио Гурриарана «Армяне. Забытый геноцид».
Вершиной литературы, посвященной Геноциду армян, стал исторический роман австрийского писателя Франца Верфеля «Сорок дней Муса-Дага». Верфель повествует о героической самообороне жителей армянских сел, расположенных у подножия Муса-Дага. Они не подчинились приказу османских властей о депортации. Замысел романа впервые зародился у Верфеля в 1929 году во время путешествия по Сирии.
Роман «Сорок дней Муса-Дага» вышел в свет в 1933 году. Книга пользовалась большой популярностью, ее перевели на 34 языка. После издания книги в США в 1934 году за первые две недели было продано 34 000 экземпляров. Тогда же The New York Times написал на нее рецензию, в которой говорилось: «История, которая должна взбудоражить эмоции всех людей, Верфель сделал ее благородным романом. В отличие от большинства других романов, Муса-Даг основана на реальных событиях, в которых описана история мужчин, принимающих судьбу героев. Книга дает нам возможность принять участие в историческом событии. Великолепно».