Редакция

Артак Давтян

Редакция
Артак Давтян

Десять лет назад в рунете появился уникальный армянский сайт – «МасисТв». По сей день это самое большое хранилище видеоматериалов на армянскую тему. А появился «МасисТв» благодаря Артаку Давтяну. В те годы, как, впрочем, и сейчас, Артак не представлял какую-то общинную организацию или партию. В развитие «Масиса» вложил собственные силы и средства, сам организовал всю работу, сам вел переговоры. «МасисТВ» как все лучшее в Армянском мире – дело рук неангажированного добровольца.


- Артак, ты давно в эмиграции. Не жалеешь, что уехал?
- Двоякое чувство. С одной стороны, повторяю себе, что раз я здесь, значит так надо, я для его-то нужен здесь. С другой стороны, хочется сделать что-то значимое, и ощущаешь, что годы проходят.

- Ну, в глазах тех, кто знает о твоем проекте «МасисТв» ты уже сделал огромное дело. Кстати, с чего все началось?
- Это забавно, но до «МасисТВ» я очень не любил интернет, и старался как можно меньше сидеть в сети. Но Гарегин Чукгазян все изменил для меня. В 2006 году я попал на его лекцию. С удивлением послушал, что появление интернета для армян всего мира оказалось таким же важным событием, как создание Алфавита. Я подумал, что можно что-то сделать на том поле интересное. Так начался «МасисТВ», база видеоконтента на армянскую тему.
Мы собирали все – материалы из архивов, новые документальные фильмы. Я обращался ко многим владельцам и авторам, но они мне отвечали вдруг, ты это используешь в коммерческих целях. Вообще, изначально планировался более масштабный проект. Мы хотели создать большую энциклопедию, не только с видео. Но на это не хватил сил и средств, и я решил ограничиться видео.

- По какому принципу подбирался контент?
- В те годы в интернете тиражировалось много рабиза, а мы от него жестко отказались. Мы ставили такие материалы, которые можно будет использовать через много-много лет. Мне говорили у вас скучный контент, и предсказывали посещаемость - десять человек в день. Я посчитала, что это - 300 в месяц и решил, что мне хватит. В результате на сайт заходило по несколько сотен в день. К нам обращались из Еревана просили материалы для школ – чтобы обучать учеников.

- Легко ли растить детей в Спюрке?
- Я оптимист в этом вопросе. Многие дети Спюрка знают историю не хуже тех, кто растет в Армении. Родители при любой возможности отдают детей на танцы, учат письменности, рассказывают об искусстве и истории.

- А что нас объединяет на твой взгляд?
- Очень спорный вопрос, что должно объединять. Когда-то говорили, что объединяет ААЦ, и действительно, люди в Спюрке собирались в церкви вне зависимости от того, насколько верили. Именно при церквях Спюрка появлялись армянские школы, собирались клубы, но тогда это была единственная площадка, где можно было услышать родную речь, встретить соотечественников, а сейчас возможностей гораздо больше. Есть еще кое-что - актуален вопрос армян-мусульман. Их очень много. Как мы их примем? Необходима нейтральная площадка, где религиозная принадлежность отступит на второй план.

- У тебя есть идеал Армении?
- Да. И это - Армения Рубена Варданяна. Прогресс плюс охранение духа традиции. Я верю, что именно такой будет Армения.

- Артак, а помнишь, в нашей юности была серьезная проблема ориентиров. Казалось, что страна может быть либо традиционной, либо европейской, причем под Европой подразумевался гомосексуализм и разрушение связей между поколениями, а никак не развитие науки.
- О да, мы росли в непростое время. Все эти культы уличных «ценностей», фальшивой брутальности.

- Почему фальшивой?
- Только безвольный парень будет идти на поводу и делать не то, что он хочет, а что делают все. Ты вспомни, смысл той «брутальности» о который ты говоришь, был в том, чтобы в первую очередь делать все «как положено». Никакой самостоятельности. А ведь мужчину отличает именно способность не подчиняться, сохранять независимость. Еще был куль преступности, был в моде бандитизм. Но к чему он привел? Ни к чему – к пуле, к тюрьме, к алкоголю или чему-то пострашнее. Мало кто сумел выбраться в благополучие. И те, кто выбрался стараются дать детям хорошее образование, нанимают хороших репетиторов по музыке, развивают.

- Технологии меняют уклад жизни, и это отражается на семье, на семейных отношениях.
- Ну, наши родители жили не так, как их бабушки и дедушки. Мы живем не так, как наши деды, но есть нечто, что остается неизменным – это традиция поддерживать связь друг с другом.

- А как это выглядит в твоей семье?
- Я и брат живем каждый отдельно друг от друга и от родителей. Но – все в одном квартале. Видимся ежедневно, созваниваемся, дети общаются с бабушкой и дедушкой, с кузенами. И еще один важный момент – женщина должна быть покорной, кроткой. Без этого нет семьи, ни армянской никакой другой.

- Позволь возразить. Мужчины любят восхвалять женскую покорность, но стоит нам просто перечитать Ширванзаде, Нар Доса, Сундукяна, как становится ясно, что это большая проблема, а не выдумка противников сохранения традиционных ценностей. Женская покорность, неумение постоять за себя, часто губит девушек, они оказываются беспомощны, так как хорошая девушка должна подчиняться, а быть плохими они не хотят.
- Да, проблема. И возникает она из-за того, что людям кажется, будто воспитывать нужно только девочек. Мальчик должен относится к женщине, к девочке, с уважением. Без этого тоже не будет настоящей армянской семьи. Впрочем, никакой семьи без этого не будет. Оба должны учитывать особенности друг друга, должны стараться друг ради друга. А когда есть конкуренция все рушится. В семье не должно быть конкуренции. Кротость может позволить себе только сильный человек – ведь она подразумевает силу воли над собственными эмоциями, а не просто слепое подчинение.

- Тебя, наверное, воспитывал дед?
- Не успел. Но с его влиянием на меня связана удивительная история. У меня еще с института привычка сортировать книги, интересные статьи по темам. Тогда еще было очень много неоцифрованной информации, и мы часто хранили интересные материалы в папках. И однажды моя бабушка, глядя на полку со скоросшивателями, на которых были наклеены названия тем «Искусство», «Информатика», «История» сказала – как же ты повторяешь деда, как это возможно? Ее удивляло, что я, не застав это время его жизни, поступал точно, как он. Кстати, у него не было диплома, но при этом дед постоянно занимался самообразованием, собирал книги. Его спрашивали, почему он не купит себе диплом, при такой эрудиции, а он махал рукой и отвечал что это просто его хобби, и заниматься он этим может только для удовольствия. Все остальное время уходило на содержание большой семьи, семерых детей. При этом он ушел добровольцем на фронт, и воевал до самой Победы.

- Что ты скажешь о новом поколении граждан Армении?
- Это наше огромное достояние. Они сумели вобрать в себя все лучшее, что можно было принять от Запада и не допустили все дурное. В них нет советской «тяжести», как в нас, зато есть все прекрасное, что было в советском наследии – они дружные, любознательные, хотят развиваться. Уверен, что с такими гражданами Армения точно состоится как сильное, крепкое государство.