Брак и обряды свадебного цикла
В традиционном обществе — особенно среди крестьян — вступление в брак считалось обязательным для всех (за исключением людей с физическими или умственными недостатками). Женить или выдать замуж своих детей старались как можно раньше. В брак полагалось вступать по старшинству, то есть младшие женились и выходили замуж после своих старших братьев и сестер.
При вступлении в брак действовал ряд запретов, определенных нормами обычного права и предписаниями церкви. Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а иногда и до седьмого колена.
Строгим препятствием к браку было искусственное родство. Усыновленный гердастаном (патриархальные семейные общины, объединявшие до пятидесяти и более родственников нескольких поколений) не права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником. Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства и посестризма.
Весьма распространен у армян был институт кумовства (каворутюн). Кумовство нередко считалось, независимо от того, свадебным оно было или крестильным, даже более близким, чем кровное родство. Поэтому брачные связи запрещались не только с представителями семьи кума, но и между потомками кумовьев.
Брачный круг, как правило, был ограничен и территориально. Соблюдение локальной эндогамии было обусловлено социально-экономическими причинами. Не поощрялись также браки меду городскими и сельскими жителями, а также неравные в социальном отношении браки.
Традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа, который назывался hарси гин, глхагин (букв.: цена невесты, цена головы). Первоначально выкуп включал определенный набор продуктов, а также различные подарки невесте и ее близким родственникам. Позднее, с развитием денежных отношений, род жениха стал выплачивать за невесту также и определенную денежную сумму.
Переговоры родителей жениха и невесты об условиях выкупа за невесту обычно происходили за несколько дней до свадьбы в доме отца невесты в присутствии близких родственников с обеих сторон, сельского старшины, священника и крестного отца. Зачастую эти переговоры принимали характер откровенного торга, что нашло отражение даже в их названиях, например: тур ев ар («дай и возьми»), галан ктрел («определить выкуп»), джанапар днелу («установить дорогу»), ктрвацк («условие»).
В переговоры также входило составление списка предметов, которые отец должен был дать дочери в приданое. В состав традиционного приданого армянской невесты входили постель, ковер, сумка хурджин, посуда, одежда, украшения (в основном серебряные), предметы туалета, сундук и мафраш (ковровый сундук) для хранения приданого. В приданое также входили свадебные подарки, в частности, со стороны родственников жениха.
Другим, гораздо менее распространенным был способ заключения брака путем похищения невесты, главным образом в форме увода, то есть согласия девушки, но вопреки воле ее родителей. К похищению прибегали в основном из-за невозможности заплатить выкуп за невесту, из-за разницы социального положения семей юноши и девушки, из-за отказа со стороны родителей девушки.
В прошлом браки обычно заключались очень рано. Хотя Армянская церковь в XIX веке руководствовалась российским законодательством, установившим для жителей Кавказского края возраст для жениха 15 лет, а для невесты — 13 лет, в крестьянском быту, по свидетельствам очевидцев, нередко встречались браки, заключенные и в более раннем возрасте, например, между 13–14-летним юношей и 11–13-летней девушкой.
Распространение имел сговор между родителями относительно обручения младенцев или малолетних детей, иногда даже еще не родившихся. Однако это практиковавшаяся в народе и допускаемая обычным правом традиция входила в противоречие с нормами армянского законодательства и церкви, которые запрещали обручение и брак малолетних. «Никто не вправе венчать детей, пока они не достигнут возраста, когда осознают собственные желания. Священника, дерзнувшего венчать, лишить священнического сана и подвергнуть штрафу в пользу церкви в размере ста драхм», — гласит статья 91 Судебника Мхитара Гоша. И далее: если молодые люди «обвенчаны в детском возрасте и по достижении совершеннолетия не пожелают быть супругами, то пусть невольное для них венчание не служит препятствием ко вступлению в брак с другими».
В старину сговор о предстоящем браке был исключительно делом родителей, и желание юноши и девушки не имело никакого значения. Наметив невесту, родители после долгого обсуждения передавали о своем решении сыну, а «нравится или нет ему невеста — это не принимается во внимание: дело его — вполне повиноваться родителям». Более того, считалось даже неприличным для молодых выражать свои чувства по этому поводу.
Брак считался нерушимым, особенно в крестьянской среде; разводы были чрезвычайной редкостью. Но в ряде случаев развод разрешался: если, например, степень родства супругов была ближе дозволенной обычным правом; если супруги (либо один из них) были обвенчаны насильно; в случае неверности одного из супругов. Вполне обоснованным поводом к разводу в глазах общества было бесплодие жены, поскольку именно рождение детей, то есть продолжение рода, считалось предназначением женщины в доме мужа. Однако в этих случаях не всегда прибегали к разводу.
Свадебный цикл у армян при браке по сговору состоял из предварительного этапа (сватовство, сговор, обручение), собственно свадьбы (обряд бракосочетания и переезд новобрачной в дом мужа) и обрядов послесвадебного цикла.
Затем они все вместе старались собрать интересующие их сведения о предполагаемой невесте, а также о ее семье. Внимание обращалось на скромность, трудолюбие и здоровье будущей невестки. А вот внешности не придавалось особого значения. «Пусть будет некрасивой, лишь бы хорошей женой была», — гласит известная поговорка. Родители жениха внимательно присматривались и к характеру родителей девушки, особенно матери, ведь, как говорится: «Беря в жены дочь, посмотри на ее мать».
Несмотря на то, что в разных областях Армении имелись свои детали и особенности свадебного обряда, в основной части он был един. Так, на армянской свадьбе важную роль играли определенные свадебные персонажи. Главная роль принадлежала посаженному отцу — кавору.
Источник:
Тер-Саркисянц А.Е. Армяне Нагорного Карабаха: История. Культура. Традиции / А.Е. Тер-Саркисянц ; Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. — Москва : НП ИД «Русская панорама», 2015.