Армянский эпос: Давид Сасунский. Рецензия.
Прежде чем начать свой рассказ, мы хотим напомнить нашим читателям: эпос- вид народного устного творчества, и каждого народа есть свой эпос-наиболее полное отражение пройденного исторического пути в форме народного сказа, передаваемого из поколения в поколение. Течение времени стирает отдельные эпизоды, одни события заменяет другими, придает рассказу элементы сказочности, но сохраняет иногда удивительно точные исторические детали.
В 1874 году в типографии Константинополя была напечатана книга известного армянского ученого-фольклориста Гарегина Срвандзтянца «Из книг и из уст и Сасунци Давид или дверь Мгера».Это была первая запись армянского эпоса, т. н. «мушский вариант». Через некоторое время был записан «мокский вариант», затем еще четыре варианта, затем еще и еще. В общей сложности, было записано более двухсот вариантов.
1939г. в Армении торжественно было отмечено 1000-летие народного эпоса, издан сводный текст под редакцией ведущих ученых- фольклористов М. Абехяна, Г. Абова с замечательными иллюстрациями художника Мгера Абехяна. Эпос состоит из четырех частей(ветвей): 1). Санасар и Багдасар; 2). Мгер Старший; 3). Давид; 4). Мгер Младший.
Изначально частей было три. Затем в течении времени, вторая часть разделилась, и в результате образовалось окончательное строение эпоса. Мы не будем дословно пересказывать содержание каждого раздела. Просто хотим обратить внимание на такую деталь: имена наших героев.
Хотя борьба против арабского владычества является лейт-мотивом всего сказа, история начинается с свидетельства языческого культа воды среди древних армян: принцесса Цовинар перед тем, как покинуть родину, пьет ключевую воду, и, спустя некоторое время рождаются у нее близнецы- богатыри Санасар и Багдасар. Имя принцессы объясняется просто. Как женское имя, оно встречается только в эпосе. Цовинар- это наяда, речная или морская нимфа. В образе царевны сохранился отголосок культа воды, но зато в именах и судьбах его сыновей сохранились точные исторические события 2800-летней давности: Санасар и Адрамелик- так звали сводных сыновей ассирийского царя Синнахериба( Сенекерим), которые, убив своего отца, попросили убежища у армянского царя Паруйра (IXв. до н.э.) и основали нахарарский дом Арцруни.
В эпосе они основывают город Сасун и род Джоджанц или сасунских цуров ( упрямцев).
Реальными историческими личностями являются также Давид, его родственники Дзенов Оган и Кери Торос. Но прежде чем перейти к рассказу о них, мы поговорим о Мгере или языческом боге Митре и его роли в нашей истории.
Мы решили не рассказывать детально об основных линиях нашего эпоса, а обратить ваше внимание на интересные мелочи, которые, как правило, выпадают из общего сюжета, но являют собой любопытные характеристики народного мышления. Опять же, если вернуться к именам. Библейское имя Давид хорошо известно всем, оно присутствует в жизни всех европейских и ближневосточных народов, а откуда взялось имя Мгер? Причем, обратите внимание, в эпосе он раздвоился, он ушел как Мгер Старший, а потом «вернулся» как Мгер младший. Древние армяне называли его Михр или Мигр, в дохристианском мире он был известен как Митра - бог света, добра и справедливости, который всемилостив, рассудителен, он отводит войны и устанавливает границы, он рассеивает тьму, побеждает зло. Его культ в I веке до н. э. был более распространен, чем культ Христа. Христианство победило именно потому, что переняло очень много элементов культа Митры. Он сам бог и сын бога, он уходит и возвращается, он справедлив и милостив.
Его культ в скрытом виде сохранился в христианской церкви. В частности, идея возвращения, ведь Мгер-младший тоже удалился от мира, ушел в скалу, ожидая своего часа возвращения.
Согласно нашему историку Мовсесу Хоренаци, наш Михр - это аналог греческого Геракла. Поэтому ему приписываются те же подвиги, что и греческому герою. Вспомним, например, как Мгер-старший раздирает глотку льву, совсем как Геракл. Но давайте обратимся к нашей истории. Мы уже говорили, что под наслоениями времени хранится много исторической достоверности. Народ не забывает своих героев. 591 год, после подавления очередного восстания против византийской власти, руководитель восстания Смбат Багратуни был брошен на арену константинопольского цирка, на съедение зверям. Бесстрашный князь не просто победил на арене: он разодрал глотку льву и за это получил восторженные овации толпы и помилование от императора Маврикия. Таким был прототип старшего Мгера. Но если во второй ветви эпоса божественные имена скрывали исторических личностей, то в третьей части, так как она более приближена к историческим событиям, герои более узнаваемы.
Первое арабское нашествие на Армению состоялось в 640 году. А в 652 году мудрейший политик и храбрый полководец Теодорос Рштуни сумел заключить с Халифатом невероятный договор, который обеспечивал нам внутреннюю автономию и вероятную независимость в дальнейшем. К сожалению, смерть нашего полководца вкрутую изменила ход событий. Но он остался в народной памяти и в эпосе под именем Кери Торос - дядя Давида, мудрый советчик и защитник племянника. Другой дядя - Дзенов Оган - тоже реальное историческое лицо, руководитель восстания 851 года. Звали его Овнан Хутеци (из города Хут). Сам Давид - сын Багарата Багратуни, известного военачальника IX века.
Ветвь Давида и Мгера Младшего нам хорошо известна благодаря авторским пересказам наших замечательных поэтов - Ованнеса Туманяна и Аветика Исаакяна. Пересказ эпоса - не наша цель, но мы хотим обратить внимание на одну мелочь: очень часто мы говорим о созидательной жилке нашего народа. И еще мы говорим, что наши 13 столиц - это результат постоянных войн, разрушений, дальнейших восстановлений. А почему бы не сказать, что это лучшее доказательство нашей сути, и наш эпос лучшее тому подтверждение: в IX веке до нашей эры два брата-беглеца дошли до нашей земли и первое, что они сделали – построили город Сасун для местных жителей. Их наследник Мгер-старший Львораздиратель посадил леса и сады для своей охоты, воздвиг церковь св. Богородицы. Его сын, «цур» Давид, непутевый пастух, бестолковый пахарь своими руками восстановил отцовский сад, поднял из руин разрушенную церковь и только после этого понял, что ОН тут хозяин, и арабы с НИМ должны считаться.
Все это тоже историческая правда. Все клинописные надписи ванских царей рассказывают о построенных каналах, городах и крепостях.
Традицию продолжили наследники. Только вслушайтесь: Арташат (город Арташеса), Ервандашат, Ервандакерт, Тигранакерт, Вагаршапат, Хосровакерт, Аршакаван.
Цари гордились своими виноградниками, каналами, построенными городами, как другие гордились бы военными победами и трофеями.
Наш эпос стал источником вдохновения не только для поэтов, но и для художников. Все мы выросли на иллюстрациях А. Коджояна, сделанных к эпосу, прекрасно помним скульптуры Е. Кочара, полотна Э. Исабекяна. Пусть наш эпос сопровождает нас всю нашу жизнь, пусть он присутствует в жизни наших детей и внуков.
Честно говоря, мы не планировали писать продолжение тому, что уже было опубликовано. Но ситуация, которая сложилась в столице Армении, ситуация, которая постоянно держит словосочетание «Сасна црер» у всех на слуху, заставляет обратить внимание еще на одну сторону этой мудрейшей повести - на толкование понятий долга, чести, верности и достоинства.
Казалось бы, дежурный набор слов, присутствующий в любом литературном произведении. Не будем приводить общеизвестные примеры, подойдем к вопросу с другой стороны: отношение окружения героя к самому герою. Четыре поколения героев – Санасар, его сын Мгер-старший Львораздиратель, сын Мгера Давид и сын Давида Мгер-младший. И на все четыре поколения - один и тот же доблестный конь, рожденный из огня и воды, мерцающий меч - молния, одни и те же доспехи и обереги. Вопрос не в том, что сказочная манера повествования допускает отдельные прегрешения в хронологии, что главное вытесняет второстепенное. В эпосе нет второстепенного и главного. Есть единое целое, которое не только отражает неразрывную связь поколений, но и подчеркивает одну единую четкую моральную позицию: все ради земли отцов и своего народа.
В этом смысле и конь, и оружие выступают такими же носителями идеи родного очага, отцовского наследства, как сама крепость Сасун, как горные ключи Цовасара, то родное окружение, присутствие любимых женщин, которое и создает гармонию жизни и любви, гармонию, потеря которой приводит к хаосу.
Об этом говорили сказители тысячу и тысячу лет до нашего появления. Все сказители всего мира.
Вспомните Прометея, Геракла, сказки своего детства, вспомните Зигфрида, короля Артура. Но зла меньше не становится, а люди не становятся ни терпимее, ни добрее. Наш эпос появился задолго до нашего алфавита, а имя Давид с веками стало настолько «нашим», что многие из нас, хотя знакомы с историей библейского Давида, считают это имя армянским. Скорее всего, на этот нюанс хотел намекнуть и наш великий Ерванд Кочар, придавая лицу памятника «нашему» Давиду некоторое сходство с Давидом Микеланджело. Добро должно возвышаться. Добро непобедимо и бессмертно, оно прекрасно, оно хранитель гармонии человеческого окружения. Добро должно победить. Никто из нас не хочет понять, что это относится ко всем нам. На самом деле, кровь очень легко проливается, но ведь необратимо….