Фетхие Четин: Моя бабушка

Однажды бабушка юной Фетхие позвала ее и тихо сказала: «Внучка, найди моих родителей или какую-либо весточку от них. Они в Америке. Я думаю, только ты можешь найти их». Фетхие очень удивилась — она считала, что родители бабушки умерли. Но это были приемные мать и отец: во время Геноцида маленькую Герануш удочерил высокопоставленный турецкий военный, который осуществлял уничтожение армянского населения. Позже он подал в отставку, не выдержал моря крови, которое сам создавал, повинуясь приказу свыше. А маленькая Герануш получила новое имя — Мегар — и прожила всю жизнь, скрывая свое происхождение. Впрочем, ей удалось выяснить, что родители выжили во время Гахта и мигрировали в Америку. И Фетхие удалось их найти.

История бабушки поразила студентку. Она никогда ничего не слышала о Геноциде, была уверена, что живет в свободной стране, где над всеми светит солнце. И вот, над едва вступившей в жизнь молодой девушкой треснуло небо — привычный мир оказался вовсе не таким, каким она привыкла его видеть. Бабушка рассказывала о том, как всех жителей деревни заставили покинуть дома, как ее мать держала детей крепко за руки, чтобы не потерять их в толпе, как изнеможденные голодом они остановились на привал, как ее вырвали из рук матери и увезли. О том, как она получила весточку, что родители живы, как они безуспешно пытались найти ее и о многом другом. И вот, юная Фетхие оглядывается кругом и начинает понимать, что вот таких спасенных армян на самом деле очень много, а на похоронах бабушки одна из родственниц говорит, что в Турции нет такого рода, в котором бы не нашлось хотя бы одного такого тайного армянина.  Книга Фетхие Четин произвела фурор в Турции. Люди стали активно интересоваться своей историей. 

На армянском языке книга издавалась дважды. На презентацию первого издания Четин приехать не смогла из-за убийства Гранта Динка. Зато второй раз она приехала с его братом и дочерью. Позже госпожа Четин издала еще одну книгу — «Внуки», в которой собраны свидетельства современников, бабушки и дедушки которых принадлежат к числу спасенных от Геноцида сирот.