Проведенное в Великобритании исследование показало, что 9-10-летние дети существенно улучшили свои навыки счёта и письма на протяжении года благодаря еженедельным урокам по философии. То есть знание о том, как мы познаем, позволяет познать больше. Думать о мышлении трудно — обычно мы срываемся и начинаем рассуждать о каких-то конкретных вещах: отдельных мыслях, предметах и ощущениях. Но этот навык вполне поддаётся научению и тренировке. Практическая польза от метакогниции обширна. В частности, в бизнес-переговорах, в процессе обучения, в ситуациях конфликта, при создании новых проектов – оказывается очень полезным и эффективным составление так называемых когнитивных карт. Термин "когнитивный" сейчас употребляется в разных контекстах и означает далеко не всегда одно и то же. "cognito" - в переводе с латыни - знание, познание. Отсюда "когнитивный" - связанный с познанием. Во внешнем физическом пространстве визуализация данных (инфографика) позволяет создать опору для мыслительных процессов. То есть объекты мышления часто имеют визуальный характер. Есть даже мнение, что исходная природа мышления – работа с образами. А потом уже мозг с помощью языковых инструментов переводит образы в слова. Помните "опорные сигналы" Щетинина? Роль таких опор могут сыграть когнитивные карты. На интерактивной лекции мы потренируемся составлять такие карты, а также проведем серию экспериментов по исследованию познавательных функций ума.
Читает: Елена Фокина