XX век. Революционные события
Театр в Армянском переулке
Революционные события 1905 и 1917 годов не обошли стороной Армянский переулок. Он помнит бурные митинги и сходки студенческой молодежи, происходившие на институтском дворе. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года оборвало спокойствие рождественских каникул. Со второй половины месяца институт забурлил. Студенты первого курса призвали всех присоединиться к забастовке. После дебатов в классах и на институтском дворе в правление института пришла депутация учащихся и заявила о прекращении занятий до первого сентября. Некоторые лазаревцы уехали из Москвы, другие ждали продолжения событий и оставались в Армянском переулке. Ни просьбы, ни угрозы директора института В.Ф. Миллера не действовали: сходки и митинги продолжались.
В сентябре занятия вновь прекратились. 14 октября 1905 года мощная демонстрация студентов, начавшаяся у здания Университета, двинулась с Моховой по улицам центра и захватила Армянский переулок, где в ряды демонстрантов влились сотни лазаревцев. Юноши несли плакаты «Долой самодержавие!», «Да здравствует свобода!».
Занятия в классах Лазаревского института то возобновлялись, то прерывалась новыми сходками.
В годы реакции, наступившие после первой русской революции, Министерство просвещения начало было вводить жесткие порядки: в учебной программе было снижено количество часов по некоторым специальным предметам; начались гонения на прогрессивно настроенных преподавателей.
…Шла Первая мировая война. Многие воспитанники института уходили на фронт. Те, кто продолжал учебу, читали лекции и давали концерты, помогали устраивать госпитали для раненных и беженцев из Закавказья, собирали деньги в фонд пострадавших от Геноцида армян в Османской империи.
Февральская революция вновь всколыхнула учащуюся молодежь. В институте снова стали собираться на митинги.
11 марта 1918 года ввиду продовольственного кризиса и участившихся заболеваний воспитанников руководство института прекратило занятия.
Новая политика Советского государства по отношению к странам Востока требовала иной подготовки специальных научных кадров. В первые годы Советской власти происходят коренные изменения в учебных заведениях, где преподавались соответствующие дисциплины. В 1918 году началась реформа старых вузов. Осенью группа востоковедов Академии наук во главе с академиком Н.Я. Марром организовала в Армянском переулке вместо бывшего Лазаревского института Переднеазиатский институт. Однако он существовал недолго. В марте 1919 года вышел декрет Совнаркома РСФСР за подписью В.И. Ленина «Положение об Армянском институте в Москве (бывший Лазаревский институт)». Целью деятельности института декрет определил культурно-просветительскую работу среди трудовых масс армянского народа. На средства института должны были содержаться все музейные сокровища дома.
«Армянский институт в Москве (бывший Лазаревский институт) состоит из единой трудовой школы первой и второй ступени с преподаванием на армянском языке, факультетов историко-филологического и социально-экономического с преподаванием как на армянском, так и на русском языке». Однако в начале 1920-х годов, когда в молодой Армянской республике создаются свои высшие учебные заведения, институт в Армянском переулке решено было закрыть. Республиканское правительство перевезло в Ереван значительную часть книг, коллекции картин, монет.
В сентябре 1920 года В.И. Ленин подписал декрет Совнаркома об организации Института живых восточных языков. Там были слова: «Центральный институт живых восточных языков утверждается для преподавания живых восточных языков и предметов востоковедения». В следующем году ВЦИК постановил соединить ЦИЖВЯ и восточное отделение Московского университета в одно высшее учебное заведение — Московский институт востоковедения. Педагоги института особое внимание уделяли обучению современным литературным и разговорным языкам стран Востока, а также изучению европейских языков. В курс также были включены страноведение, политэкономия, ряд новых лингвистических дисциплин. «Изучение живого Востока, а не только живых восточных языков самих по себе» стало целью нового вуза.
В соответствии с ленинским декретом «Положение об Армянском институте в Москве (бывший Лазаревский институт)» все имущество дома было объявлено народным достоянием. В главный корпус переехала театральная студия под руководством Сурена Ильича Хачатурова (Хачатуряна), старшего брата композитора Арама Хачатуряна.
Комиссариат по делам армян в качестве педагогов пригласил в студию лучших представителей отечественной культуры и искусства: в студии вели преподавание В. Брюсов, А. Дживелегов, Н. Марр, И. Орбели, Г. Якулов. Много сделали для развития армянского театра К. Станиславский и Е. Вахтангов.
Не случайно К. Станиславский стал преподавателем в студии. Ведь Константин Сергеевич несколько лет учился в Лазаревском институте, о котором оставил интересные воспоминания. В годы учебы в Армянском переулке он вел дневник, где делал записи о своем раннем увлечении театром. Из этого дневника мы узнаем о том, какие книги читал юный Костя Алексеев (настоящая фамилия Станиславского). С некоторыми из бывших одноклассников К. Станиславский поддерживал тесные дружеские отношения на протяжении всей жизни. Константин Сергеевич читал студийной молодежи лекции, проводил с ней практические занятия — учил сценической походке, ритмике, дикции. С.И. Хачатуров был его учеником.
Много сделал для развития армянского театрального искусства Е. Вахтангов. Он часто приглашал актеров к себе на квартиру в Староконюшенном переулке. Поздно вечером, несмотря на усталость после трудового дня, он начинал занятия. При творческом содействии Вахтангова Хачатуров в 1920 году поставил первые спектакли.
В 1921 году в вагоне-теплушке прибыли из Закавказья в столицу мало кому известные молодые люди, которых Сурен Ильич Хачатуров отобрал для учебы и работы в студии. Прошло несколько десятилетий упорного труда, и зазвучали имена композитора Арама Хачатуряна и мастера художественного слова Сурена Кочаряна.
Студия набирала силу, но по состоянию здоровья Хачатуров не мог больше работать режиссером, и по рекомендации Вахтангова в Армянский переулок пришел новый руководитель — его любимый ученик и последователь Рубен Николаевич Симонов. В прошлом выпускник Лазаревского института, он всю жизнь прожил в соседнем Кривоколенном переулке. В своем дневнике Симонов сделал запись: «Я опять оказался в Армянском переулке, в доме № 2, где в дни отрочества учился в Лазаревском институте». Так уже не раз бывало в истории дома — бывший ученик спустя годы возвращался учителем.
Работая в студии, Симонов продолжил и развил вахтанговские театральные традиции. С ним вместе в Армянский переулок пришли замечательные педагоги: И.М. Рапопорт, Ю.А. Завадский, Б.В. Щукин, И.М. Кудрявцев. В содружестве с И.М. Рапопортом Рубен Симонов поставил пьесы А. Пароняна «Дядя Багдасар», «Высокочтимые попрошайки» и Г. Сундукяна «Хатабала». Коллеги называли Симонова Моцартом советского театра. По воспоминаниям современников, с ним было необычайно легко и весело работать. Он обладал поразительным чувством такта, умел создавать атмосферу творческого сотрудничества и доброжелательства.
«В Москве искусство молодо и трепетно. Здесь лихорадочно ищутся созвучные героическому размаху революции тонкие формы искусства. И мне ясно, что развитие театра в республике пойдет тем же путем», — писал Симонов в журнале «Стандарт». Студия занималась в доме, отныне называвшемся Дом культуры Советской Армении.
Театральная жизнь сильно преобразила лазаревский ансамбль: «В огромном доме бывшего Лазаревского института среди стружек и извести работает кучка энергичной молодежи и студийцев Армянской театральной мастерской. Ремонт продолжится до марта, а пока в нетопленой актовой зале идет большая работа студийцев, из которых самому старшему 30 лет. Руководитель требователен и заставляет помногу повторять одну и ту же сцену. Молодежь не ропщет, и до поздних сумерек затягивается репетиция в актовой зале…» — это любопытное свидетельство одного из студийцев как нельзя лучше отражает творческую атмосферу 1920-х годов.
Симонов стремился к созданию спектаклей, насыщенных внутренней динамикой. Ритм жизни — ритм революции — ритм сцены — таково творческое кредо режиссера. Активный поиск шел и в области пластики, и в музыке, и в художественном оформлении. Художник С. Аладжалов (Аладжалян) в спектакле «Хатабала» в качестве декорации искусно использовал старинные колонны актовой залы, которая теперь превратилась в зрительный зал на 300 мест. Здесь почти ежедневно шли репетиции и спектакли. В бывших классах оборудовали сценические мастерские, ученические спальни превратили в артистические уборные.
Премьера спектакля «Пэпо» по пьесе Г. Сундукяна ознаменовала рождение нового театра. Работа студийцев очень понравилась наркому просвещения А.В. Луначарскому, в дальнейшем помогавшему становлению театра. В 1928 году молодой театральный коллектив поехал на гастроли в Армению. К этому времени на базе Дома культуры уже работала вторая студия — Армянская театральная мастерская. Особенно выделялась студийная школа. Сама студия разделилась на старшую и основную группы.
Однако не только театром славился этот Дом культуры. В предвоенные годы здесь был создан великолепный хореографический коллектив, исполнявший танцы Востока, и этнографический кавказский ансамбль. В 1940 году в стенах Дома культуры прошли с большим успехом концерты в рамках декады литературы и искусства Советской Армении в Москве. На сцену актовой залы вновь выходили бывшие студийцы, но теперь это были мастера искусств, известные композиторы, певцы и чтецы.
За три десятилетия деятельности коллектива Дома культуры Советской Армении — с 1921 по 1953 год — на местной сцене выступили выдающиеся артисты: И. Москвин, М. Гоголева, В. Яхонтов, В. Качалов, П. Лисициан. Со сцены бывшей актовой залы читал стихи замечательный поэт А. Исаакян. В залах нередко выставлял картины М. Сарьян. Большой популярностью у московских зрителей пользовался струнный квартет имени Комитаса, исполнявший наряду с произведениями армянских композиторов русскую и мировую классику.
…Годы Великой Отечественной войны. С утра до позднего вечера горели окна в левом флигеле, где работал коллектив постоянного представительства Армении. В 1944 году в Доме культуры возобновляются концерты. Начали работать кружки для детей. После войны Рубен Николаевич Симонов организовал в стенах дома работу режиссерских курсов усовершенствования мастерства кинорежиссеров и композиторов. Занятия в Армянском переулке вели М. Роом, С. Герасимов, С. Юткевич. Выставляли здесь живописные полотна художники республик Закавказья и Прибалтики. В бывшей актовой зале организовывались поэтические вечера с участием мастеров художественного слова России и Грузии, Литвы и Узбекистана. Тут проходили вечера памяти классиков армянской литературы.
Дом культуры проводил с начала 1920-х годов огромную культурно-просветительскую работу. Первый директор Дома культуры Советской Армении Д. Тер-Симонян организовал для детей армянскую школу, наладил работу лектория для взрослых по вопросам истории, литературы, культуры и искусства. С 1930-х годов типография в Армянском переулке печатала многотиражную газету «Фронт культуры». За 30 лет не одно поколение армянской молодежи, направляемой республикой в столицу для продолжения учебы, жило в комнатах, где некогда находились лазаревские воспитанники. Незабываемые годы, связанные с гостеприимным лазаревским домом, с благодарностью вспоминали композитор Арно Бабаджанян, писатель Геворг Эмин, поэтесса Сильва Капутикян.
В 1953 году Дом культуры Советской Армении был закрыт. В центральном корпусе расположился Институт востоковедения АН СССР, коллектив ученых которого работал здесь до 1977 года.
Во второй половине 1970-х годов лазаревский ансамбль полностью был предоставлен в распоряжение правительства Армянской ССР. Было принято решение о капитальной реконструкции и ремонте всего архитектурного ансамбля и проведении в нем широкомасштабных реставрационных работ. Огромную работу на этом объекте выполнил коллектив архитекторов реставрационной мастерской № 13 управления «Моспроект-2», руководимый лауреатом Государственной премии СССР И.П. Рубен. Помощь зодчим оказали разные организации Армении, а также постоянное представительство Армении.
В апреле 1987 года после завершения реставрационных работ торжественно открыты первые мемориально-исторические экспозиции и выставки произведений искусства. Они стали органической частью созданного по решению Совета Министров Армянской ССР Музея русско-армянской дружбы.
Литература:
Амирханян А.Т. Армянский переулок, 2. — Москва : Московский рабочий, 1989. — (Биография московского дома).
Амирханян А. Т. Тайны Дома Лазаревых. — Москва : МП «ВСЕ ДЛЯ ВАС», 1992. — 143 с.