Вайоцдзорская область
Вайоцдзорская область — наименее населенная среди областей Армении. Ее административный центр — город Ехегнадзор. Вайоц Дзор богат ущельями («дзор» в переводе с армянского — «ущелье»). Область славится своими альпийскими лугами, усыпанными разнотравьем и цветами.
Главная река Вайоц Дзора — Арпа. В ее верховьях расположен известный город-курорт Джермук с термальными источниками.
Джермук — один из наиболее красивых курортных городов Армении. Со всех сторон Джермук окружают живописные горные цепи, склоны их покрыты лесом, здесь во множестве встречаются дикие фруктовые деревья — груша, слива, яблоня. Район Джермука богат уникальными источниками (в Армении эту полезную по своим свойствам воду называют джермук, арм. «джерм» — «теплый»), как пресными, так и минеральными. Самые замечательные из них — гипертермальные минеральные воды, сходные по составу с известными источниками Карловы Вары в Чехии.
Джермук отличается прекрасным мягким климатом. Прохладное лето с преобладанием ясной погоды, отсутствие туманов весной и осенью сочетается с мягкой, безветренной и многоснежной зимой.
Неподалеку от села Арени находится одноименный пещерный комплекс. В пещере, расположенной на высоте около 1080 м над уровнем моря, исследователями было обнаружено несколько культурных слоев, включая комплекс эпохи медно-каменного века (энеолита) с глинобитными строениями, датируемый 4200–3500 годами до нашей эры. Самый ранний культурный слой относится к VI–V тыс. до нашей эры, а самый поздний к XII–XIV векам.
В нескольких километрах от Ехегнадзора, за деревней Галидзор расположено село Вернашен. Здесь в базилике Сурб Акоп, построенной в XII веке, создан небольшой музей, посвященный Гладзорскому университету. Перед церковью — семь современных стел, символизирующих семь предметов, изучавшихся в университете: грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки. Гладзорский университет был создан в начале 1280-х гг. ученым и педагогом Нерсесом Мшеци в скромном монастыре Танаат, расположенном на живописном горном плато в 7 км восточнее современного Вернашена. В университете преподавались дисциплины, издавна принятые в высших школах средневековой Армении. Обучение продолжалось от семи до восьми лет. Студенты, независимо от избираемой в дальнейшем специализации, обязаны были, кроме богословия, овладеть и светскими науками. В 1338 году со смертью Есаи Нигеци, ученика Нерсеса и второго ректора университета, умирает и школа в Гладзоре. Ее дело было продолжено в других университетах Армении, одним из которых был Татевский. До нашего времени на территории Гладзорского университета сохранились две церкви — Сурб Ншан (XIII в.) и Сурб Степанос (1279), занимавшая центр комплекса. От нее лучами расходились постройки, от которых сохранились лишь следы фундамента.
В живописном ущелье реки Арпа неподалеку от села Гндеваз расположен удивительно красивый монастырь Гндеванк. Построен он был в Х–XI веках по приказу княгини Софьи, жены владетельного князя Смбата.
Предание гласит, что, основав монастырь, Софья выбила на одной из церковных стен следующие слова: «Был Вайоц-Дзор перстнем без изумруда. Воздвигнув сей монастырь, я вставила его в перстень».
Процессом строительства руководил священник Егише, известный зодчий и художник того времени. Стены церкви изнутри украшены фресками, один из фрагментов которых с изображением Христа сохранился до наших дней. На внутренней стороне купола высечены горельефы с изображением символики четырех евангелистов.
На восточной окраине села Ехегис находится уникальная и не имеющая аналогов церковь Сурб Зорац (Святого Воинства). С востока она выглядит обычно. С запада же стена отсутствует, зала для молящихся нет, его заменяет довольно большая открытая площадка. Возведена она была для войска, располагавшегося во время богослужения под открытым небом.
Главная достопримечательность Вайоц Дзора — обитель Нораванк (в переводе с армянского — «новый монастырь»), основанная в XIII веке.
Древнейшее сооружение монастыря — церковь Сурб Карапет (IX–X вв.) — дошло до нас в руинах. Главная церковь монастыря, которая также носит имя Сурб Карапет, сооружена в 1221–1227 годах севернее предыдущей. Крестовокупольная композиция храма с двухэтажными приделами в углах имеет строгое декоративное убранство. К северной стороне главного храма зодчим Сиранесом в 1275 году была пристроена усыпальница рода Орбелянов, называемая еще Сурб Григор. Это скромное, в плане прямоугольное сооружение с полуциркулярной алтарной апсидой, украшенной хачкарами и рельефными изображениями голубей. Церковь Сурб Карапет имела притвор, который был перестроен известным зодчим Момиком после землетрясения 1321 года. Он получил новое покрытие в виде огромного каменного шатра, имитирующего деревянную крышу народного жилища. Глубокие ниши с хачкарами, покрытый надгробными плитами пол (среди них выделяется надгробие воина, изображенного в образе льва), лишенное убранства приземистое шатровое покрытие придают слабо освещенному интерьеру суровый характер. Полукруглый тимпан входной двери заполнен рельефом с изображением Богоматери с младенцем и обращенных к ней лицами двух святых. Тимпан парного окна над дверью украшен уникальным изображением Бога Отца, благословляющего Распятие Христа, фигуры выполнены в технике высокого рельефа.
Момиком сооружена и поражающая совершенством форм и богатством декора двухэтажная церковь-усыпальница Сурб Аствацацин, называемая еще Буртелашен, по имени заказчика — ктитора Буртела Орбеляна. Ее строительство было завершено в 1339 году. Это последняя работа зодчего. Есть легенда, по которой Момик взялся за строительство прекрасного храма, чтобы получить в жену княжну, но когда церковь была практически готова, княжеский слуга столкнул зодчего с крыши. Возле церкви находится надгробный хачкар Момика, небольшой, скромный по убранству, датированный тем же годом. Прямоугольный первый этаж Буртелашена служил усыпальницей ктитора, второй, крестообразный в плане с многоколонной ротондой вместо купола, — поминальным храмом. Декоративное убранство — сдержанное внизу и более нарядное наверху. Особенно богато украшен западный фасад, важную роль в его оформлении выполняют ведущие на второй этаж две консольные лестницы. Тимпан двери первого этажа заполнен рельефом Богоматери с младенцем и архангелов Михаила и Гавриила; в тимпане двери второго этажа — поясное изображение Христа и фигуры апостолов Петра и Павла.
На территории монастыря сохранилось несколько хачкаров, среди них есть хачкар 1308 года работы Момика. Его поверхность покрыта мелкой ажурной резьбой, а в навершии изображен Христос в обрамлении растительного орнамента.
Использованная литература:
Армения : путеводитель / сост. Кирилл Скоробогатько. — Ереван : ЗАО «Ереван Продакшнс» ; Tatev Foundation, 2010.