Оружейное дело
Оружейное дело — одна из древнейших отраслей традиционных ремесел у армян. Раньше остальных отделившись от кузнечества, оно изначально было своеобразным, сугубо городским ремеслом, а со временем приобрело особый почерк и в Средневековье разделилось на узкоспециализированные подгруппы. С точки зрения техники и технологических особенностей и умений, а также используемых инструментов и приспособлений, оружейное дело имело множество взаимосвязей с разными отраслями металлообработки (особенно с кузнечеством) и смежных занятий. При этом технологический цикл обработки железа и получения высокопрочной стали армянскими оружейными мастерами был доведен до совершенства. Именитые мастера свято хранили тайну получения «дамасской стали» и ее местной разновидности, известной под названием «букетный дамаск». Почти во всех ремесленных центрах, где были развиты цеховые организации, и в Средневековье, и в Новое время существовали особые ряды оружейных мастерских, которые соседствовали в кузнями. Убранство оружейной мастерской, приспособления и инструменты оружейника были идентичны с кузнечными. Учитывая более широкое применение холодной обработки металла, здесь были также токарные и слесарные станки и приспособления.
По данным армянских и иностранных источников почти во всех армянских ремесленных центрах (Ван, Карин, Карс, Ереван, Шуши, Нахичеван, Александрополь, Ахалцих, Ахалкалак, Тифлис, Константинополь и др.) насчитывалось значительное число оружейников-армян, многие из которых являлись придворными мастерами, чья слава выходила за пределы своих городов.
В XVI–XVII вв. широкое распространение огнестрельного оружия на Востоке стимулировало производство стрелковой техники. Армянские оружейники довольно быстро переняли навыки в этой сфере производства, став законодателями моды. До конца XIX века, благодаря своему изысканному украшению, винтовки и пистолеты, как и традиционное холодное оружие, имели значительную декоративно-художественную ценность. Применение огнестрельного оружия, естественно, породило новые, узкоспециализированные разветвления в армянском оружейном искусстве, постепенно вытеснив производство оборонительных и других видов традиционного оружия. В конце XVIII – начале XIX века многие из этих ремесел перестали существовать, а представители этих профессий, переквалифицировавшись, стали изготавливать бытовые изделия, как например, знаменитые семьи пушечных дел мастеров Топчянов (пушкарей) и литейщиков ядер Токмаджянов, в фамилиях которых сохранилось изначальное название их рода занятий.
В отличие от того же кузнечества, в оружейном деле было значительно меньше подмастерьев и учеников. Оружейники более, чем представители других ремесел, были склонны передавать свои умения и тонкости профессии только сыновьям или ближайшим родственникам. Многие из мастеров, не имея наследников, так и не оставили после себя достойных продолжателей своего дела, которые постигли бы тайны этого сложного и трудоемкого ремесла. Стоит отметить, что продолжительность обучения этому ремеслу и постижения азам мастерства была более длительной, чем в других смежных отраслях: в Александрополе 6–9, в Ахалцихе 5–7 лет.
Оружейное дело включало в себя элементы многих смежных ремесел. Это, в первую очередь, разные отрасли металлообработки: кузнечество, слесарное, токарное, ювелирное, медное и литейное дело, а также обработка дерева, кости, драгоценных и полудрагоценных камней. Оружие, будь то стрелковое или холодное, было также предметом роскоши, что предполагало необходимость наличия элементов ювелирного искусства в оружейном деле. Не случайно на Кавказе оружейников часто приравнивали к ювелирам. Если европейское утилитарное стрелковое оружие не отличалось роскошной отделкой, то его восточные аналоги являлись образцами художественно-прикладного искусства. Значительную роль здесь сыграли традиции украшения восточного холодного оружия, которые со временем перешли в сферу производств стрелкового оружия. На бытовом уровне, особенно в элитарной среде, оружие оставалось предметом роскоши, частью мужского костюма и элементом внутреннего убранства жилища. В крупных ремесленных центрах, таких как Карин, Константинополь, Тифлис и других, среди армянских оружейников в качестве самостоятельных занятий существовали такие узкие специализации, как изготовление сабель и кинжалов, стволов, прикладов и бойков. Внутри оружейного ремесла формировалась также трудовая кооперация, где одна узкая специализация дополняла другую.
С оружейным делом непосредственно была связана торговля оружием в ряде армянских городов. Например, семья Тампушянов сначала в Карине (Западная Армения), а после переселения — в Ахалцихе вплоть до 20-х годов XX века занималась торговлей боевым, холодным и охотничьим оружием и запчастей к нему, а также разными боеприпасами: порох, свинец, гильзы, дробь, запалы. На продажу выставлялись не только привозные товары, но и производство местных мастеров.
Оружейники еще в Средние века имели свое особое место в системе цеховых организаций, и в качестве святого покровители-патрона чтили исконно армянского святого Ованнеса Одзнеци. Это явление довольно примечательно, так как святыми покровителями всех других цехов являлись библейские персонажи или христианские святые — пророки Илия, Давид, Иосиф и др. В случае же с оружейниками мы имеем дело с реальным историческим персонажем — католикосом Ованнесом III Одзнеци (717–728), который был одним из самых выдающихся представителей Армянской апостольской церкви и юрисдикции, выступившим против павликианской секты. В средневековых миниатюрах св. Ованнес всегда изображался с мечом в руках.
Оружейное дело можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения прикладного назначения и по материалу и технике изготовления. По прикладному назначению оружие разделяется на три группы — боевое, охотничье и декоративное оружие как часть мужского костюма или украшение интерьера дома. По материалу, технике и технологическим особенностям мастера оружейного дела делятся на следующие группы: а) производители холодного оружия; б) изготовители или сборщики металлических частей стрелкового оружия; в) изготовители вспомогательных и неметаллических частей стрелкового оружия; г) изготовители оборонительных доспехов; д) пушечных дел мастера и литейщики ядер.
Производители холодного оружия продолжали богатые древние традиции. Они сохраняли все умения и навыки своего ремесла, технику и технологические тонкости и особенности украшения своей высокохудожественной продукции. Средневековые города Ани и Двин были знаменитыми центрами оружейного искусства, и слава производимых здесь копий, мечей, сабель, кинжалов, секир, когтей, булав, боевых топоров и т.п. выходила за пределы Армении. В XI веке после переселения из Ани в Крым, а затем во Львов, Каменец-Подольск армянские мастера привезли с собой высокую культуру и навыки оружейного искусства. Зарубежные авторы средневекового и нового периодов с восхищением отзывались о безукоризненных стальных клинках армянских мечей и кинжалов, о высококачественном искусстве росписи их рукояток и ножен. Особенно славились мастера холодного оружия и Карина, которые в 1829–1832 гг., после переселения из Западной Армении на территорию Российской империи, на новом месте жительства продолжали заниматься своим традиционным ремеслом. Их продукция выдерживала острую конкуренцию с имевшими широкую известность северокавказскими (лезгинскими, кубачинскими, адыгейскими и др.) высококачественными образцами холодного оружия.
В своем отчете от 1870 года губернатор Тифлисской губернии упоминал имена пятерых мастеров-армян из Ахалциха, которые получили большую известность даже за границей. Двое их них были мастерами холодного оружия. Посетивший в 1872 году Ахалцих член Русского Императорского географического общества Леонард Загурский в своих записках сравнивал продукцию местных мастеров серебряного дела и оружейников с искусством византийских мастеров.
В XIX – начале XX века в производстве холодного оружия сохранялось изготовление сабель, кинжалов и простых бытовых ножей. Мастера занимались также починкой указанных изделий. Они изготовляли и чинили сабли, ятаганы, казацкие или кавалерийские короткие шашки, восточные кинжалы и ножны для них. Мастера кинжалов с одинаковым успехом владели всеми тонкостями кузнечного и серебряного искусств. На Кавказе славились кинжалы ахалцихских мастеров, а семья Коджоянов имела свои магазины и мастерские в крупных городах Северного Кавказа. Не меньшей славой пользовались и две ветви семейства Клчянов в Карсе и Александрополе. Производители простых ножей и лезвий занимались изготовлением бытовых или ремесленных инструментов: ножи для мясника, кожевника, сапожника, лезвия для цирюльника и др. В середине XIX века в Тифлисе существовал цех ножевых мастеров, 90% членов которого были армяне. В XIX веке мастер по изготовлению стрелкового оружия являлся универсалом, вобравшим умение и тонкости профессий кузнеца, слесаря, токаря, литейщика и ювелира. По мере распространения затворных, многозарядных винтовок это ремесло начало угасать, а часть ремесленников стала заниматься починкой старых и новых образов винтовок, были и те, кто становился обыкновенными слесарем или токарем. Следует подчеркнуть, что приклад и цевье старых пищальных и колесных ружей являли собой настоящие произведения искусства. Мастер, делавший приклады, владел искусством инкрустации, умением ювелира, краснодеревщика и резчика по кости.
В 70-е годы XIX века изготовленная знаменитым оружейником Мкртычем Чифталаряном (старшим) винтовка с инкрустированным серебром и слоновой костью прикладом была преподнесена в дар отдыхавшему в Абастумане (Грузия) царю Александру II, который очень высоко оценил эту тонкую и изящную работу. В знак благодарности государь назначил искусному мастеру награду в 100 золотых рублей.
Свое место среди узких специализаций оружейного дела имели мастера по изготовлению кремневых винтовок и пищалей, позже — колесцовых бойков и т.д. Наилучшим сырьем для кремневых запалов армянские мастера считали горный агат. Молоточек делали из латуни, на которую наносили замысловатые резные орнаменты.
В кооперации с мастерами стрелкового оружия работали серебряных дел мастера, которые специализировались на изготовлении так называемых винтовочных и пистолетных браслетов, исполненных техникой черни. Этими кольцами-браслетами укреплялись ствол и другие боевые части винтовки и пистолета к прикладу и на цевье.
Со второй половины XIX века намечается всеобщий спад многих отраслей оружейного дела. В конце XIX – начале XX века часть оружейников занималась лишь ремонтом боевого и охотничьего оружия. Во время Крымской (1853–1856) и Русско-турецкой (1877–18778) войн ахалцихские и александропольские оружейники чинили русские штатные винтовки и холодное оружие. Большая часть мастеров переквалифицировалась, занимаясь починкой разных механических приборов, например, только что вошедших в быт швейных машинок, механических молотилок, сепараторов и др. Обретенные в смежных, особенно в слесарном и токарном, ремеслах навыки позволили оружейникам быстро и безболезненно «сориентироваться» и приспособиться к новой ситуации. При советской власти лишь единицы легально занимались своим ремеслом.
В 1862 году знаменитый ахалцихский мастер Геворк Бурунсузян представил на Лондонской международной выставке восточную саблю и кинжал. Некоторые восточные сабли работы мастера Геворка хранятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и Историческом музее (Москва). Они имеют соответствующую надпись: «Работалъ переселянин Магдесий Кеорк Пурунсузов 1834 г.», — и носят личный вензель царя Николая I. В 1867 году на Парижской выставке Мкртыч Чифталарян (старший) представил саблю, пистолет и карабин с серебряной отделкой и охотничий нож, которые были удостоены золотой медали. Последним потомственным мастером-оружейником был Пашик (Мкртыч младший) Чифталарян (1900–1990), который даже в преклонном возрасте продолжал заниматься своим ремеслом. Он изготовлял превосходные инкрустированные охотничьи ножи и ремонтировал раритетные образцы оружия коллекционеров со всех концов Советского Союза. Выходец знаменитой династии, младший брат мастера Пашика, по профессии инженер-гидротехник, будучи уже на девятом десятке лет, смастерил миниатюрные пистолеты с серебряным убранством и после Спитакского землетрясения 1988 года в знак благодарности подарил председателю Совмина СССР Н.И. Рыжкову за его неоценимый вклад в организацию восстановительных работ и помощи в зоне землетрясения в Армении.
Источники:
Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).
Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.