0
0

Хачкар

 

Хачкар — свидетельство и результат самобытного развития армянской культуры, самый характерный символ армянской идентичности. Благодаря своей необычной резной композиции, спасительной символике креста, иллюзии вечности, навеянной прочностью камня, хачкар стал одной из наиболее почитаемых святынь, а благодаря открытому расположению и многочисленности — наиболее доступной святыней для верующего армянина.

Хачкар в Бжни. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com

Хачкар, как правило, это вертикальная каменная стела, устанавливаемая на открытом пространстве и имеющая четкую ориентацию относительно четырех сторон света, плоская западная сторона которой покрыта резной композицией, состоящей из центрального креста в окружении растительного и геометрического орнаментов, иногда изображений птиц, зверей и людей. Хачкар обычно был индивидуальной стелой, его мог водрузить любой верующий в качестве духовного отклика на события в реальной жизни (строительство, война, победа, смерть и т.д.), надежды на исполнение земных целей и, что самое главное, надежды на грядущее спасение.

Первые «крылатые» кресты и крестные композиции в Армении появились еще в IV веке. На рубеже VI–VII веков сложились все предпосылки для возникновения хачкаров.

Появившись в IX веке и достигнув значительного развития в XII–XIII веках, хачкары просуществовали до XVIII века. Эти стелы высотой 1–3 м, шириной от 0,5 до 1,5 м и толщиной 10–30 см, рассеяны по всему Армянскому нагорью: в местах древних поселений, на кладбищах, перекрестках дорог и возвышенностях, у источников, мостов, монастырей, церквей и часовен. Хачкары имеются во многих местах компактного проживания армян. Армянская диаспора «рассеяла» хачкары на пройденных ею дорогах: на Кавказе, особенно в Грузии, в Поволжье и Крыму, в Молдавии и на Карпатах, в Иране и Иерусалиме и т.д.

Самая отличительная особенность хачкара — его растительно-геометрическая орнаментация, созданная посредством непрекращающихся и гибких рельефных линий и формирующихся из них ленточек. Хачкары — памятники открытого пространства, доступные для верующего, которые он может обозреть с близкого расстояния и прикоснуться. Иллюзия бесконечности, создаваемая нескончаемостью линий, — основная черта, придающая видимое таинство и силу Святому знамению (обычно так именуются крест и хачкар в хачкарной надписи). Крест, занимая центральное место в резной композиции, соединяет нижнюю (узоры символизируют земную человеческую жизнь, прошлое, зло) и верхнюю (орнаменты символизируют небо, священное, будущее, добро) части, выступая в качестве всеобщего посредника между верующим и Богом как в земной жизни, так и особенно в конце времен — во время Страшного суда.

Хачкары в Ардви. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com

Первые хачкары появились в IX веке как результат сформировавшейся в раннем Средневековье символики и иконографии креста и своеобразное отражение и указание на политическую и религиозную независимость страны, достигнутую в результате освобождения от арабского ига. Процесс их формирования начинается имитацией раннесредневековых стел и композиций на плоской поверхности и заканчивается композицией, помещенной в аркообразные или прямоугольные хораны — ниши. Они состояли из креста, опирающегося на розетку и пальметку (орнамент в виде стилизованных пальмовых листьев), гроздей винограда или пальметок, спускающихся с верхних крыльев креста или верхних углов хорана к междукрестью, изображений птиц в разных частях композиции. Самая характерная черта ранних хачкаров — монументальность резьбы. Выступающие на плоском и глубоком фоне высокорельефные узоры, кажется, не принадлежат стеле, а прикреплены к ней.

В ранних хачкарах отсутствует плетеная резьба, компоненты композиции не переплетаются, а как бы соприкасаются и примыкают одно к другому. Лучшие образцы представлены хачкарами монастыря Макеняц, Мец Масрика и Котаванка. Хачкар, принадлежащий монастырю Макеняц и ныне хранимый в Эчмиадзине, блестяще обработан, рельеф высокий, орнаменты подробные, линии четкие и точные.

На трехступенчатом постаменте помещена розетка в форме шара, вправо и влево от которой отходят пальметки, а вверх — трехлинейный крест с парными пуговками на концах крыльев. Шарообразная розетка дает начало и пальметкам, и кресту. Пальметка, достигая горизонтальных крыльев креста, резко выступает наружу, придавая всему узору образ птицы, обладающей роскошными перьями. Перекресток подчеркнут двумя вписанными в ромб окружностями — деталь, которая подчеркивает солнечно-световой характер креста. Разноузорные розетки, помещенные выше на каждой из горизонтальных крыльев креста, по всей вероятности, символизируют солнце и луну, а розетка, высеченная выше креста, — звезду. Эту композицию можно воспринимать как «напоминание» Распятия, однако, если иметь в виду также солнечно-световые компоненты, возможно, что она намекает и на Второе пришествие Христа.

Хачкар в Одзуне. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com

XI век — окончательная фаза формирования композиции хачкара, когда разрабатывалась его основная структура (обособление хорана узорчатой каймой, выделение карниза посредством резьбы, формирование орнаментальной розетки под крестом), стиль и техника резьбы (сочетание монументальности и декоративности, уточнение геометрического и растительного орнаментов, соединение одно с другим почти всех составляющих композиции посредством плетения). В XI веке в хачкарном искусстве особое место занимают хачкары Хцконка (Западная Армения), уничтоженные турками. Сохранились только несколько фотографий. Это самые ранние хачкары, обнесенные стеной. Их карнизы покрыты прекрасными садовыми композициями: на них вырезаны толстые стволы виноградных лоз с роскошными листьями и гроздьями.

Хачкары Цахацкара имеют ряд признаков периода расцвета хачкаров. Резьба занимает почти всю западную плоскость прямоугольной стелы. Успешно применен рельеф различной высоты: она более высока в поясе, немного ниже в хоране и наиболее низкая непосредственно у креста. Растительные мотивы полностью подчиняются логике геометризации композиции. Его не избежали даже гроздья и листья винограда, которые, благодаря своему символизму, сохранили естественный вид дольше других мотивов.

Для подчеркивания аллегорического смысла винограда мастер изобразил на одном из хачкаров также и кувшины для вина. А одна из розеток нижней части хачкара уподоблена загороженному пространству, где гуляют павлины (на потерянный рай).

Эпоха наивысшего расцвета культуры хачкара — XII–XIII века. Хачкары ставились на высоких пьедесталах, включались в строения типа часовен, помешались в стенах, получали объемные карнизы. С монументализацией хачкаров создаются более благоприятные и доступные условия для ритуала и поклонения. В композиции хачкара получили распространение скульптурные изображения святых и простых смертных, параллельно с гроздьями винограда, плодов граната и цветов лилий кайма хоранов покрывается звездным орнаментом, широко используется красная краска. Типовым становится двух- и трехслойная резьба. Создаются настоящие шедевры искусства, общеармянскую известность приобретают отдельные хачкары и их мастера. Формируются анийская, лори-таширская, арагацотн-котайкская, арцахская, джавахкская, вайоцдзорская, гехаркуникская, нахичеванская школы.

К числу самых классических примеров хачкарного искусства принадлежат хачкары с многослойным геометрическим орнаментом. Игра светотени отдельных узоров и слоев различной глубины придают плите с ограниченной площадью своеобразную просторность и разную глубину. Можно подчеркнуть намного более вытянутые пропорции некоторых экземпляров, выпуклость некоторых деталей и даже полусферический вид розетки подкрестья. Из отдельных черт можно выделить оформление карниза одной или тремя декоративными арочными нишами, где обычно изображается Христос в сопровождении различных святых-заступников. Мелкая, изящная, легкая, беспрерывно плетеная резьба создает впечатление, что поверхность плиты покрыта несколькими слоями кружева. Надпись становится частью художественного украшения. В данную группу входят и самые известные экземпляры хачкарного искусства — два хачкара мастера Погоса из Нор Гетика/Гошаванка (Тавуш), хачкары Момика из Нораванка (Вайоц-Дзор), хачкары колокольни из Дадиванка (Арцах). Хачкары мастера Погоса являются символами хачкарного искусства с их совершенной техникой и композиционной целостностью.

Хачкар мастера Погоса в Гошаванке, 1291 год ǁ wikipedia.org

Они выявляют совершенную гармонию как архитектурных форм, так и геометрического сетчатого плетения и растительных мотивов. Целое и отдельное приобретают удивительную художественную равноценность, вследствие чего более ощутимой становится не иерархия, а всеобъемлющая пропорциональность. Розетка в самом верхнем слое трехслойной композиции (ей придана дополнительная сферичность, она как будто уподоблена щиту), кажется, указывает на защищенность и самое высокое место, которого может быть достоин только крест — «недосягаемая башня», как он упоминается в одной их хачкарных надписей.

Многоплановы и многотемны хачкары известного зодчего Момика. Композиционная целостность, создание объема сочетанием плоских слоев, сетчатая и технически безупречная растительно-геометрическая резьба, четко выполненные рельефы свидетельствуют о высоком уровне мастерства.

Момик пытался еще более подчеркнуть, насколько достоин поклонения крест, придав почти настоящую глубину его хорану и нише карниза, в то же время посредством богато украшенных поясов уподобив хачкар архитектурно оформленному порталу.

Хачкары Нораванка. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com

Пара хачкаров из Дадиванка — самые вытянутые стелы этой группы (ширина составляет 1/3 высоты). Резьба хотя и неглубока, однако сохранен принцип двух- и трехслойной резьбы. Узоры выделяются прекрасным сочетанием геометрических и растительных мотивов, выпуклой надписью на сетчатом глубоком фоне пояса, что является также феноменом в хачкарном искусстве и в армянском искусстве в целом.

XIII век ознаменовался также появлением уникального и чрезвычайно малочисленного типа хачкара, известного под названием «Аменапркич» (Всеспаситель), в котором вместо традиционной растительно-древовидной и иносказательной композиции и креста изображаются Распятие, Снятие с креста, Воскресение, а иногда и Второе пришествие или Праведный суд.

Самые примечательные образцы этой группы восходят к Ахпату, Марцу, Дсеху (Лори), Урцу (Арарат) и, по всей вероятности, были созданы мастером Ваграмом, который оставил свое имя только на хачкаре из Дсеха.

Хачкар. XIII–XIV вв. Дсех, монастырский комплекс Бардзракаш Святого Григогия. Фельзит. Музей истории Армении ǁ vladimirdar.livejournal.com

Хачкары Арцаха примечательны изображениями простых смертных. Образ всадника-воина, церемониальное распитие вина перед боем, семейные портреты, скульптуры младенца и матери очерчивают богатое разнообразие народных верований и представлений.

Хачкары в колокольне монастыря Дадиванк ǁ wikipedia.org

Начиная с XIV века, в условиях политическо-экономического упадка, хачкарное искусство также переживает спад. Хачкары теряют многофункциональность и композиционное разнообразие и превращаются в чисто надгробные памятники. Хачкарная композиция этого периода сочетает многокрестие и полное украшение поля плиты, простые переплетения, прямоугольные сегменты и многоконечные звезды. Резьба становится поверхностной, рельефная линия — шире и и площе, что придает определенный плоский вид всей композиции. Свободное толкование новозаветных тем, внесение народно-личностных элементов в канонические композиции превращают эти хачкары в неиссякаемый источник для исследований народных представлений.

Особое направление представляют собой хачкары Старой Джуги XV–XVII веков. Джуга (Нахичеван), благодаря своей исключительной экономически-культурной роли, придала новый вид хачкару: изменена пропорция плиты (длина превосходит ширину в 3–4 раза), они не сужаются к основанию, не имеют пьедесталов и вогнуты в землю.

Стрельчатообразный хоран доведен до архитектурной глубины. Вытянутость плиты диктует новый принцип членения композиции: широкий карниз, строгая растянутость центрального креста (или замещение двумя параллельными рядами крестов), что ослабляет целостность композиционной структуры и способствует большей декоративности. Детали имеют однообразную тематическую и техническую обработку, доведенную до стандарта. Бросаются в глаза новозаветные темы, особенно часто встречаются сцены Праведного суда, заступничества. Распространено изображение животного с телом льва и человеческим лицом (так называемый сфинкс), детальное изучение которого показывает его связь с правосудным образом Христа. В некоторых композициях изображены усопшие, в честь которых установлен хачкар, изображенные на коне и с крестами в руках, иногда во время пира.

Почти из десяти тысяч хачкаров Старой Джуги (современная территория Нахичеванской автономной республики Азербайджана), существовавших в XVII веке, к концу XX века осталось около трех тысяч. В начале XXI века, в наше время, в результате акта вандализма, организованного правительством Азербайджана, были уничтожены последние три тысячи хачкаров Джуги. В конце 2002 года они были свалены, место выравнено и засыпано землей. В декабре 2005 года азербайджанские воинские подразделения разломали на куски образцы хачкаров, и, погрузив их в грузовики, сбросили затем в реку Аракс. Данное преступление было заснято с иранского берега и распространено по всему миру. Древнее поле хачкаров сегодня превращено в Азербайджане в армейское стрельбище.

Кладбище в Джульфе до разрушения ǁ wikipedia.org

В хачкарном искусстве особое место занимают крылатые хачкары. Из известных образцов можно отметить хачкар, воздвигнутый каменных дел мастером (как он упомянут в надписи) Варданом в 1171 году. Это — один из первых хачкаров со скульптурными изображениями. На верхнем крыле изображен Адам, на горизонтальных — апостолы Петр и Павел, все с соответствующими надписями. Основная идея этой уникальной композиции состоит в том, что адамов грех преодолим с помощью креста и святых.

Выделяется также хачкар, созданный в монастыре Аранц (Арцах) в 1639 году, украшенный резьбой с четырех сторон. На западной стороне, на верхнем крыле креста, изящной резьбой изображен Христос, восседающий на троне. Символы евангелистов Марка и Луки — лев и бык — изображены на горизонтальных крыльях. На восточной стороне особенно интересен круг с преломляющимся декором, подчеркивающим междукрестье. Такая свето-солнечная иконография указывает на тесную связь с представлениями о Втором пришествии.

Исключительными образцами являются четырехгранные хачкары, имеющие композиции на всех четырех сторонах. Известны три хачкара данного типа — все из Содка (Гехаркуник), созданные в XVII веке. Два из них уже в начале XX века были перевезены в Кавказский музей в Тбилиси, третий находится в Эчмиадзине.

Хачкар. XV–XVI вв. Содк. Туф. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина ǁ vladimirdar.livejournal.com

Хачкары нашли новую жизнь в 60-х годах XX века. Древние хачкары стали предметом общественного внимания и интереса, что породило новый толчок к их возрождению. Один из первых памятников — комплекс хачкаров, установленный в Первопрестольном Эчмиадзине, созданный по инициативе католикоса всех армян Вазгена Первого и по проекту выдающегося армянского зодчего, архитектора Рафаела Исраеляна.

Мемориальный хачкар, установленный на территории Первопрестольного Эчмиадзина к 50-летию Геноцида армян 1915 года. Автор — Рафаел Исраелян ǁ fototerra.ru

Сегодня в Армении создаются сотни хачкаров. Значительная часть их используется в качестве надгробных памятников, однако немало монументов, воздвигаемых по разным поводам.

Современные мастера сами выступают в качестве своеобразных знатоков хачкаров. И если в некоторых случаях им удается возродить классическую хачкарную композицию (что трудно найти целостным в одном хачкаре) или непосредственно повторить какой-нибудь хачкар, то нередки случаи, когда классический объем хачкара, а гораздо чаще его композиция нарушается, теряет канонизм и очарование Средневековья.

Источники:

  1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

  2. Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.