Коротко из истории армянских общин мира
Множество национальных культурных очагов — центров общественной мысли, образования, науки, искусства, книгопечатания — формировались далеко за пределами исторической родины армянского народа. Так складывалась его судьба.
Нор-Джуга, Стамбул, Калькутта, Мадрас, Венеция, Вена, Марсель, Париж, Львов, Астрахань, Григориополь и Нахичевань-на-Дону. Это далеко не полный список, но и он включает города двух частей света — Азии и Европы. Каждый из центров отличался неповторимым своеобразием и каждый сыграл положительную роль в развитии армянской культуры, хотя и несомненно, что вклады их в это развитие неравноценны.
В истории армянской общины Индии особо выделяется издание первого армянского ежемесячного журнала «Аздарар» («Вестник»). Он выходил в Мадрасе в 1794–1796 годах. Примечательна также деятельность Мовсеса Баграмяна и Шаамира Шаамиряна. Шаамирян в 1770–1790-м возглавлял армянский патриотический кружок в Мадрасе, членом которого был Баграмян, и основанную им в 1771 году типографию.
Венеция связана с конгрегацией мхитаристов, ее коллекцией рукописей, трудами ее ученых и с именем Джорджа Байрона, проявлявшего большой интерес к конгрегации.
Олег Шестинский в статье «Познать Армению» писал: «Сколько можно привести примеров деятельного участия армян в жизни других народов, доброго, полезного участия! Даже в Сингапуре стоял я, ошеломленный, в центре города у армянской церкви, возле могил армян с датами смерти начала XIX века, — и они, эти армяне, созидали Сингапур». Вспомним Агнес Джоаким (Ашхен Овакимян, 1854–1899) — английского и сингапурского ученого-садовода армянского происхождения. Она вывела знаменитый сорт орхидей «Ванда мисс Джоаким», являющийся символом Сингапура.
Крупная армянская община была образована во Львове. «Сегодня трудно однозначно ответить на вопрос, когда и где возникло первое армянское поселение на территории Львова… Но наиболее вероятно, что известных своим мастерством армянских ремесленников призвал князь Даниил Романович после основания им в 1256 г. города Львова» (Р.Н. Липка. Ансамбль улицы Армянской).
«Армянские купцы играли ведущую роль в очень прибыльной торговле города Львова со странами Востока. Их караваны отправлялись в Стамбул, Каир, Александрию, Багдад и другие далекие города. Товары из восточных и южных стран — ковры, шелка, сукна, искусно украшенное оружие, фрукты, перец, вина — на львовском рынке назывались армянскими и ценились очень высоко.
Трудолюбием и непревзойденным мастерством славились армянские ремесленники.
Колония была значительным культурным центром. Тут жили и работали выдающийся философ Степанос Львовский, историк и писатель Симеон Дпир Лехаци… На улице Армянской в 1668–1669 гг. состоялись первые театральные представления, осуществленные учащимися армянского коллегиума…» (Р.Н. Липка. Ансамбль улицы Армянской).
Нельзя не отметить роль диаспоры в создании типографий, собирании рукописей, распространении книг. Первая печатная книга на армянском языке была издана Акопом Мегапартом в 1512 году в Венеции. В 1717 году здесь же, на острове Святого Лазаря, армянские монахи-католики создали конгрегацию, о которой было упомянуто выше. Монахи собирали рукописи, изучали манускрипты и прославляли свою обитель учеными трактатами.
Тема складывания армянских общин бесконечна и никогда не исчерпывается, ведь народ Армении рассеян без преувеличения по всему миру. Мы же остановимся подробнее на армянской общине России, в частности Москвы и Санкт-Петербурга.
Литература:
Базиянц А. Над архивом Лазаревых (Очерки). — Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.
Базиянц А., Мартиросян Р. Обелиск. — Ереван : Издательство «Армянский открытый университет», 1993.