0
0

Ширакская область

Гюмри — административный центр Ширака и второй по численности населения город Армении. За веселый нрав своих жителей прозван столицей армянского юмора. Город славится множеством достопримечательностей, древних исторических и религиозных памятников.

Одна из известных достопримечательностей Гюмри — Черная крепость, построенная в 1830-х годах. С ее стен открывается отличный вид на город и гору Арагац. Рядом с крепостью расположен монумент «Мать Армения».

В 1886 году из черного туфа была построена русская церковь. Церковь Архистратига Михаила местные жители называют Плплан Жам, то есть «сверкающая церковь».

Мемориальный комплекс «Холм чести» и церковь Архистратига Михаила. «Холм чести» — воинское кладбище, созданное в 1856 году в Гюмри по приказу главнокомандующего Кавказским корпусом генерала Николая Муравьёва. Здесь покоятся останки 156 офицеров русской армии, павших в ходе русско-турецких войн в 1853–1856 и 1877–1877 годы, в том числе генералов Петра Ковалевского, князя Гагарина, Михаила Граббе, Ивана Челокаева ǁ fototerra.ru, russkiymir.ru

Главная площадь Гюмри — Вардананц, в центре которой установлен памятник Вардану Мамиконяну. На площади друг напротив друга стоят главные гюмрийские храмы — Сурб Аствацацин и Сурб Аменапркич. Церковь Сурб Аствацацин, Святой Богородицы, также известна под названием «Йот Верк» («Семь ран»). Она была возведена по инициативе Геворга V Суренянца Тпхисеци, Католикоса Всех Армян в 1912–1930 годах. Церковь Сурб Аменапркич, Святого Всеспасителя, построена по образу Анийского Кафедрального собора. Различны лишь масштабы построек: храм в Гюмри несколько больше. Церковь Всеспасителя в Гюмри (тогда — Александрополь) была построена в 1858–1872 годах. Архитектором храма стал Тадевос Антикян. Его называли «мастером мастеров» («варпетац варпет») и мэтром (устабаши).

Кинотеатр «Октябрь» на площади Вардананц в Гюмри ǁ fototerra.ru

Популярный маршрут для туристов — монастырский комплекс Мармашен, расположенный недалеко от Гюмри. Мармашенскую обитель основал князь Ваграм Пахлавуни в 988 году. На южной стене главного храма — Катогике — до сих пор сохранились надпись зачинателя монастыря. От притвора, который примыкал с западной стороны, сохранились лишь фрагменты. Считается, что здесь находится могила князя.

Если держать путь в сторону турецкой границы, то на другом берегу реки Ахурян можно увидеть развалины средневекового армянского города, столицы Армянского царства Багратидов — Ани. Согласно исторической хронике, став столицей Армении в 961 году, он начал процветать и превратился в крупный политический, экономический и культурный центр. Было построено множество церквей, домов и дворцов. Город славился различными видами ремесел: развивались кузнечное, гончарное и оружейное дело, ткачество и ковроделие. Здесь жили и творили прославленные историки, поэты и архитекторы. Однако в XIII веке на Ани сначала напали сельджуки, а затем и монголо-татары. Постепенно он опустевал и приходил в упадок, а крупное землетрясение 1319 года разрушило его почти полностью, оставив после себя развалины.

На берегу реки Ахурян взору открывается село Анипемза. Недалеко от него — крупнейшее месторождение пемзы, здесь находится один из ведущих центров по производству стройматериалов. Историки считают, что территория села была заселена еще в IV веке князьями Камсараканами. Здесь сохранились руины древнейшего культового сооружения — Ереруйкской базилики. Стены храма, выложенные из тесаных больших камней туфа в IV веке, дошли до наших дней.

Монастырь Аричаванк ǁ wikipedia.org

Говоря о Ширакском марзе, нельзя не упомянуть старинное село Арич, расположенное у подножия западного склона горы Арагац, и его главную достопримечательность — монастырь Аричаванк.

Основной храм монастырского комплекса — Сурб Аствацацин — возведен в XIII веке усилиями братьев Закарэ и Иванэ Закарянов. Его купол поднимается почти на 30 метров. Позже к западной стороне церкви был пристроен притвор — гавит, на восточной стене сохранились изображения основателей обители. С южной стороны придела пристроена церковь Сурб Григор VII века, приделы в юго-восточном и юго-западном углах появились в X и XIII веках.

В конце XIX века Аричаванк стал летней резиденцией католикосов. Территория монастырского комплекса значительно расширилась, вокруг были возведены стены, появились новые монашеские кельи, покои для католикоса, трапезная, гостиная, многочисленные служебные помещения, колокольня, а также школа, в которой, кстати, учился поэт Аветик Исаакян.

Использованная литература:

А. Барагамян. Армения. — Комсомольская правда ; Директ-Медиа, 2014. — (Путешествуй с удовольствием).