Юрий Котенок: «Армения стоит на рубеже зарождающего неоосманизма и христианского мира»
Личность военкора Юрия Котенка неразрывно связана с событиями в Арцахе — он стал без малого одним из символов этих героических 45-ти дней. Оказавшись под ракетными обстрелами, а затем и под завалами собора Казанчецоц в Шуши, ему чудом удалось выжить. Благодаря усилиям армянских врачей Юрий Петрович сейчас находится в стабильном состоянии с положительной динамикой в одной из лучших клиник Еревана. Он надеется вернуться в Россию до Нового года и более активно продолжить работу над своим телеграм-каналом. В эксклюзивном интервью Армянскому музею Москвы журналист провел многосторонний «разбор полетов» и подчеркнул экзистенциональную важность союза России и Армении как двух стран и двух народов на страже защиты всего христианского мира. Беседовала с военкором Мариам Кочарян.
Мариам Кочарян: Юрий Петрович, на фоне последних событий Владимир Путин не раз подчеркивал, что истоки этой войны прослеживаются с конца 80-х годов, а именно с начала этнических чисток армян в азербайджанском Сумгаите. А где на ваш взгляд находится та самая точка невозврата?
Юрий Котенок: Я бы обратил внимание не только на Сумгаит, но и на Баку. Это же целая эпоха. Я знаком с армянами, которые чудом спаслись во время бакинских погромов. Там же велась настоящая охота. В некоторых кварталах творились страшные вещи. Но это всего лишь эхо. А истоки — в отголосках событий вековой давности. Я имею в виду то время, когда туркам развязали руки. Османская империя в начале XX века, а потом и сама Турция в лице Ататюрка провели сначала резню населения, а затем и аннексию тех земель, где испокон веков проживали армяне. Мы знаем, что целые области Западной Армении отошли туркам. А большевистское правительство с легкостью раздавало земли Российской империи, на которых проживало армянское население. И вот эта самая легкость сдачи земель очень вдохновила османов. Так и не последовавшее наказание за эти преступления, включая Сумгаит и Баку, скапливались в копилочку и в итоге спровоцировали этот конфликт. Ведь искусственно образованная большевиками Азербайджанская ССР возникла на пустом месте. А что произошло дальше? Большевики, прежде всего, Сталин, пошли на то, чтобы отрезать от Армении кусок арцахской земли, исконно армянской, с армянским населением. А Лачинский район сделали «местом компактного проживания курдов», чтобы опять же оторвать эту часть от Армении. Все это цепочка запланированных действий по изменению этнического ландшафта Закавказья. Более того, это началось с распада Российской империи, где больше всего пострадал русский народ, который фактически лишился своей государственности. Русские до сих пор не имеют своего образования. Есть области, есть национальные субъекты, а вот русской республики нет. Подразумевается, что русские живут везде. Но тем не менее, я считаю, что это ущемление прав русского народа. Вторым пострадавшим во всей этой истории стал армянский народ. Легкое расставание с землями исторической Армении привело нас к этой точке. Сейчас мы пожинаем плоды.
М.К.: Однако армянам все же удалось защитить свои земли во время первой карабахской. Благодаря этому стало возможным сохранение кое-какой, но все же государственности. Так почему нет конца и края этой войне?
Ю.К.: Победа армян в первой карабахской — исключение из правил. Армяне вовремя воспользовались слабостью противника и сплотились. Мой знакомый, воевавший тогда за Арцах, утверждает, что первый конфликт стал войной чабанов с колхозниками. Азербайджан не был готов к военным действиям, поэтому с их стороны сражались простые чабаны, а с армянской люди земли — колхозники. Последние быстро пересели на бронетехнику, в частности, освоили танки, и сумели победить. Но дело в другом. Прошло 30 лет. Время упущено. Были закрыты глаза на военную подготовку со стороны противника. А со стороны Еревана должного, адекватного времени и обстановке, ни военно-технического, ни политического вмешательства так и не произошло. Это звенья одной цепи. Теперь мы имеем то, что имеем. Очередной геноцид сошел с рук агрессору в то время, как неоосманские аппетиты растут с каждым днем. Это жажда реванша при тотальном ненаказании. Ведь Турция зорко следит за событиями у своих рубежей и за ведущими игроками на международной арене. Турецкий лидер увидел слабость США, Западной Европы, которая подвергается ударам с разных направлений: пандемия, потоки мигрантов, исламизация. Россия же, несмотря на все бодрые заявления, также испытывает колоссальные проблемы. И самая главная — демографическая. Мы — в глубокой яме. Нам не хватает людей не просто для защиты наших границ, но элементарно — для обслуживания инфраструктуры. Отсюда — массовая миграция среднеазиатов и мусульманского населения. Многие плохо ассимилируются в России, а точнее совсем не ассимилируются, и не желают этого делать. И это очередная угроза. Подчеркиваю, турки внимательно следят за мировыми процессами. Они поняли, что сильные мира сего не совсем являются таковыми. И тут они — турки — активизировались. Аппетиты Турции — это плоды за ненаказание минувших деяний и последовавшее нереагирование должным образом ведущих мировых держав. За счет этого мы имеем возобновление конфликта. К сожалению, Армения просто оказалась на переднем рубеже конфликта между неоосманизмом и сужающимся христианским миром. Османам всегда мешало и будет мешать христианство. Мы это видим прямо сейчас, на «освобожденных» территориях. Они сносят кресты, оскверняют храмы, в том числе тот, в котором я попал под обстрел, распространяют фото и видео насильственного характера не только над пленными, но и над мирными гражданами. Фактически мы сейчас сталкиваемся с продолжением геноцида. При всем при этом нельзя опускать руки, нужно сопротивляться и готовиться к новым испытаниям.
М.К.: К чему конкретно нужно готовиться и как противостоять рискам послевоенного положения в стране?
Ю.К.: Армянам необходимо укреплять свое государство всеми способами, в том числе с привлечением диаспоры. Мало собрать средства, надо их правильно вкладывать: на модернизацию военно-промышленного комплекса, переобучение и переоснащение армянской армии. Мы знаем, что власти Армении готовят некую дорожную карту выхода их этой ситуации, но на этот счет есть много вопросов. Самый актуальный — управленческий кризис. Ни общество, ни народ в целом не доверяют властям ни нынешним, ни прежним. Тупик привел к поражению. Поэтому к власти должны прийти люди другой формации, без «черного» бэкграунда, не замаранные в «серых схемах», грязных делах приватизации. Нынешняя власть боится ответственности. К чему они привели народ? Я не хочу вешать ярлыков. Эти процессы — сугубо внутриармянское дело. Но на мой взгляд, нужно провести расследование на парламентском уровне. Понять, где допущены основные промахи, ошибки, недочеты. И в конце концов, узнать, кто совершил предательство. К моему огорчению, есть факты, что в Армии обороны Арцаха работали люди, этнические армяне, на противника. Они передавали разного рода информацию, координаты, по которым наносились удары. Это катастрофа. Этими вопросами должны заниматься спецслужбы с целью недопущения повторения и наказания всех причастных. Вопросов огромное количество, но выводы надо делать уже сейчас. Пришла пора действий. Нужно обновление, молодежь. Здесь полно порядочных предприимчивых, не замаранных в противоправных схемах людей. Также важно предотвратить отток населения и массовое уныние, которое охватило народ. Нужно каким-то образом поднять градус энергии в обществе для возрождения Армении на благо союзников, друзей и всего христианского мира.
М.К.: По всей стране ходят разного рода слухи и кривотолки, что это начало вступления Армении в состав Российской Федерации. В связи с этим, нужна ли России такая Армения?
Ю.К.: Я бы добавил: а нужна ли Армении Россия? (Пауза.) Думаю, что это не более чем слухи. Может быть, есть какие-то тайные договоренности, но я не вижу никаких предпосылок для такого воссоединения по нескольким причинам. Первое, нужно ли этой самой Армении? В чем волеизъявление народа? С точки зрения защиты населения и укрепления наших связей такая постановка вопроса вполне, может, и устраивает большинство армян. Но суть в том, что Россия, повторюсь, сама находится в очень сложной ситуации. Все эти ура-патриотические настроения по телевизору, отчеты, рапорты по национальным каналам… Да успехи есть, но это колоссальный деструктивный центробежный процесс. Его многие попросту не видят. Идет планомерная работа по расшатыванию основ российского государства. И к этому прилагают руку неоосманы во главе с Эрдоганом. В свою очередь, Армения оторвана от России. С одной стороны Грузия, которая уже показала себя, как «союзник». Ничего не стоят эти декларации о дружбе, если Грузия предоставляла свое воздушное пространство для переброски террористов из Турции, отправки ударных беспилотников, в том числе, «Байрактар» и техники израильского производства для убийства людей в Арцахе. Да, Грузия открыла свою зону для российской военной авиации для переброски миротворцев, но не надо обольщаться. В случае обострения конфликта Грузия, мечтающая о вступлении в НАТО, моментально закроет свои воздушные пространства. С этой точки зрения грузины будут по максимуму вставлять палки в колеса в деле интеграции России и Армении. Наши транспортные потоки весьма ослаблены, в том числе благодаря Грузии. Существуют много факторов, которые делают маловероятным гармоничный союз России с Арменией.
Но есть другой — ментально-исторический фактор. Россия, занимая такие огромные пространства, даже несмотря на потерю советских республик, существует благодаря наследию предков. Россия была защитницей народов в своем имперском самосознании. Прекращение кровопролития в Карабахе, оперативный ввод миротворцев — прямое продолжение этой царской благородной имперской традиции. К сожалению, повторюсь, ресурсы и возможности России сейчас крайне малы, чтобы взять под крыло бывшие советские республики. На данном этапе Россия сосредоточена на себе, на экономических проектах, но попустительское отношение к постсоветскому пространству играет с нами плохую шутку. Ведь там уже нарисовались и активно закрепляются наши геополитические противники. И все это оборачивается против России. Ведь как правило, к власти в постсоветских республиках приходят прозападные лидеры, откровенные агенты, которые выполняют волеизъявления своих гарантов. Они не видят в России серьезного долгосрочного партнера. Иначе говоря, им не нужна Россия, совсем не нужна. Тем не менее, это не значит, что мы не должны там больше работать.
М.К.: Мы хорошо помним, что признание Россией Абхазии и Южной Осетии в 2008 году по сути остановило новую войну. Это был блестящий во всех смыслах акт проявления гуманизма к народам, проживающим на этих территориях. Так почему же Россия не признала Арцах?
Ю.К.: Потому что не признала сама Армения. Ну, как вы себе это представляете? Как Россия будет признавать то, что не признано Арменией? Учитывая то, что Россия изо всех сил пытается маневрировать в этом вопросе и угодить всем. Россия не хочет портить отношений. Ни с кем. Надо смотреть шире. Все дело в том, что Армения в несколько раз уступает военно-технической мощи Азербайджана и Турции. Среди азербайджанцев чрезвычайно популярен лозунг: «Один народ — два государства». Вовремя предпринятые меры смогли бы остановить этого османского игрока. Другое дело, что момент упущен. Безусловно, надо было проводить референдум, работать на законодательном уровне, создавать в Арцахе военные базы. И при всем при этом разговаривать с Баку, договариваться. Это очень важно. Надо было дипломатически решать этот вопрос. И на то было много предпосылок и возможностей. По большому счету, Карабах находился в самых выгодных условиях среди всех непризнанных республик. Разве что Донбасс может с этим поспорить. Там все же есть граница с Россией, и российская помощь стала определяющей для тех людей, которые постоянно находятся под давлением Украины. А Карабах имел все преимущества. Нужно было вести диалог с Баку, несмотря ни на что вести! Наверное, надо было отказаться от этих семи районов взамен на независимость и безопасность. Нужно было сделать все ради мирного сосуществования. Почему это не было сделано? Такой вопрос можно адресовать не только нынешней власти, но и предыдущей. Однако мы не слышим ответов. Это ненормальная ситуация. Хорошая мина при плохой игре. Очевидно лишь то, что кто-то не просто пытается ввести в заблуждение армянское общество, но и параллельно фальсифицирует исторические события. Это неправильно. Так не должно было быть! Армения и Арцах — это единый народ. Здесь не нужно выдумывать никакой этнической общности. Люди со времен Ноя на этих землях, но почему-то не в составе Армении… Вот это самое странное. Самое страшное, что нынешние власти делают вид, что Шуши — ключ от Карабаха — был попросту потерян. И вся эта недопомощь со стороны Армении вызывает большое удивление… Я поражен. Я получил почти что смертельное ранение в соборе Шуши, и у меня сердце кровью обливается, когда я осознаю, что эта территория занята иноверцами, для которых христианские святыни — ничто! А кресты — предмет для поругания. В тот роковой день от первого удара с беспилотника были посечены на осколки иконы Богородицы, Христа Спасителя, святых. От второго — почти ничего осталось. Я лично не обманываюсь. И в какие бы списки меня не включали, я знаю, что мои предки воевали против турок. А история развивается по спирали. Рано или поздно останавливать этого агрессора, который лезет с Малой Азии придется нам — объединенным силам России и Армении. И выбора никакого уже не будет: или не сохранится Армения как государство, а армяне как народ, или выстоит и победит, обуздав агрессора, но только так, чтобы отпала всякая охота попирать наши святыни. Если сейчас это не решится совместно с Россией, значит это придется предотвращать нашим детям и внукам, а они едва ли будут в восторге от такого подарка.
М.К.: Что теперь делать армянам? Какие сейчас необходимо предпринять действия?
Ю.К.: Для начала — успокоение. Все эти площадные страсти едва ли приведут к чему-то положительному. Разве украсила армянское общество стая митингующих, которые бегали по кабинетам и опрокидывали цветы и вазы в центре города? Разве привело это к каким-то важным событиям? Разве кто-то после этого подал в отставку? В то же время у простых людей возникает справедливый вопрос: а где же были эти горячие головы, когда шла война? Даже если их не призвали, почему никто из них самовольно не ушел на фронт и не взял в руки автомат в частном порядке? Я категорически против всякой митинговщины. Передо мной пример Украины. Проплаченное безумие на Майдане привело к власти марионеток с Запада, националистов и дегенератов. И я здесь не сгущаю краски. Очень не хотелось бы, чтобы Армения повторила украинский сценарий. Вселяет надежду лишь то, что сейчас те люди, которые выходят из партий и сдают депутатские мандаты, видимо, понимают и свою долю ответственности. Предполагается вариант, что правительство должно было уйти в отставку, а власть перейти к какой-то переходной исполнительной структуре. Сейчас этот рецепт может быть использован с последующим формированием нового органа власти. Главное, чтобы этот процесс не затянулся. Анархия не идет на пользу никому.
М.К.: Кто должен сыграть ключевую роль в этом процессе?
Ю.К.: Особую роль могут сыграть усилия Армянской Апостольской Церкви в лице Католикоса всех армян. Именно он может выступить гарантом для сохранения согласия в обществе, недопущения окончательного раскола, анархии и дезинтеграции. Это авторитет. Большинство армян — верующие люди. Только духовный лидер может наставить на путь истинный и призвать народ избежать этой псевдодемократии. И это слово, между прочим, образовано не от «демоса», а от «демона». (Смеется.) Это один из вариантов выхода из кризиса. Светлые умы должны задаться вопросом возрождения государственности. Времени нет.
М.К.: Не хотелось бы возвращать вас воспоминаниями в Шуши, но все же какие у вас остались впечатления от Арцаха? Что вам особенно запомнилось? И что теперь вы будете хранить в памяти?
Ю.К.: Тяжело вспоминать… Все перед глазами. В соборе перед глазами пронеслась вся моя жизнь. Я — ранен, и израненный собор Христа — навсегда в сердце. И это не фигура речи. Когда умираешь, когда чувствуешь, что жизнь уходит… Страшная боль. Меня выносили обычные люди. Я не мог двигаться. Руки, ноги, тело — все поражено. Я упал вместе с моим товарищем Левоном Арзановым. Когда ударил беспилотник, я, по всей видимости, от взрыва пролетел на метра четыре. Тогда мой друг крикнул: «Ты жив?». Я произнес: «Жив!». Но у меня не было сил встать. Совсем. Я видел кости свои на руках, и понял, что умираю. Через какое-то время пришли люди вместе с дьяконом Самвелом. Меня буквально очистили из-под завалов, где повсюду была кровь. Вынесли на руках к машине. Без замедления дьякон повез меня к больнице. Я думал, что мы едем в Шуши, но к тому времени больница была полностью разбита, и меня повезли в Степанакерт. Я задрал ногу, где был огромный осколок… Дьякон постоянно молился за меня за рулем. Я читал молитвы, а он причитал: «Брат, держись! Держись, не отключайся!». Дьякон мчался по дороге и даже обгонял машины скорой помощи.
Мне повезло, что в Степанакерте был Шаген Даниелян, ведущий специалист Института Склифосовского, который добровольно приехал спасать свой народ. Он меня вытаскивал с того света. Случилось так, что в теле скопилось три с половиной литра крови, но благодаря Даниеляну эту кровь удалось влить обратно. Я был в искусственной коме. Потом меня доставили в Армению, а оттуда вертолетом в реанимацию клиники Эребуни. Меня спасали всем миром. Я безумно благодарен всем врачам, сестричкам. Огромное количество человек посетило меня. Я чувствую поддержку и любовь. Приходили люди, которые хотели, чтобы я стал крестным отцом их детей в соборе Шуши. Меня звали на восстановление собора, на первую Литургию, но теперь получилось так, что эта земля отдана противнику… А с дьяконом Самвелом я буду поддерживать отношения. Именно этот человек спас меня. Господь есть! Ведь по всем законам физики меня не должно уже было быть.
М.К.: Чем эта война в корне отличается от других ваших командировок?
Ю.К.: Это шестая по счету и самая короткая. Я провел там всего 2 часа, не считая истории моего спасения и перевозки из Степанакерта в Ереван. Важно понимать, что мы заехали в храм, чтобы зафиксировать последствия первого удара. Поэтому у нас не было никаких средств защиты. Я хочу особо отметить, что по нам специально били. Нас засекли по сигналам мобильных телефонов. По всей видимости, с разведывательного беспилотника, потом с американского спутника была передана информация. Это специальный удар по засеченным координатам. Оператор видел, что там нет людей с оружием. По нам били. Поэтому это моя самая тяжелая командировка. Помню первую чеченскую, вторую, Южную Осетию, Сирию, Донбасс, но Карабах стал для меня чем-то знаменательным.
М.К.: Какой у Армении путь?
Ю.К.: У Армении лишь тот путь, который пролегает через Русский мир и связывает нас прочно навеки. Дух первичен, это должно объединить кровной сцепкой русских и армян и привести к победе.
Журналист Мариам Кочарян специально для Армянского музея Москвы
При оформлении обложки использован фотопортрет Юрия Петровича Котенка. Источник © Царьград ТВ