Юрий Каспарян: новые грани песен группы «Кино», одна поездка в Ереван и дудук
«Кино» — легенда русской рок-музыки, самая популярная советская рок-группа 1980-х. По сей день, спустя десятилетия, написанные Виктором Цоем песни звучат актуально и нисколько не устаревают, снова и снова получая признание. В 1999 году песня «Группа крови» возглавила составленный радиостанцией «Наше радио» список «100 лучших песен русского рока XX века», а в 2007-м русская версия журнала Rolling Stone включила ее в список «40 песен, изменивших мир».
В истории «Кино» новой и очень красивой главой стал проект «Симфоническое КИНО» — музыка Цоя зазвучала в исполнении симфонического оркестра. В проекте вместе работают сын Виктора Цоя Александр и гитарист Юрий Каспарян, участник легендарной группы с 1982 года и на протяжении всего времени ее существования.
Юрий Каспарян, известный своим мелодичным стилем игры, признан одним из лучших российских гитаристов. «Именно индивидуальная манера игры Юрия Каспаряна во многом определила стилистику звучания группы „Кино“, и когда он сам исполняет эту музыку, она по-настоящему оживает», — читаем на сайте «Симфонического КИНО».
23 июля в Московском международном Доме музыки состоялся концерт проекта «Симфоническое КИНО». Он был посвящен 30-летию с момента выхода альбома «Группа крови» — самого известного альбома «Кино», название которому дала одноименная песня.
В день концерта мы пообщались с Юрием Каспаряном. Он рассказал нам про открывший новые грани песен «Кино» проект, про экспедиции, в которые отправлялся в детстве с отцом, приобретенный в Ереване дудук и как он однажды должен был записать музыку с Дживаном Гаспаряном.
— Вам понравилось, как Metallica исполнила «Группу крови»?
— Это неважно. (Улыбается.) Само по себе было, конечно же, забавно, весело и приятно.
21 июля американская рок-группа Metallica во время своего концерта на московском стадионе «Лужники» исполнила песню «Группа крови» на русском языке. В качестве ответного жеста на концерте «Симфонического КИНО» Юрий Каспарян вместе с оркестром исполнил их песню Enter Sandman.
— Есть немало примеров исполнения песен рок-групп в сопровождении симфонического оркестра. Вспомнить ту же Metallica. В чем особенность проекта «Симфоническое КИНО»?
Обычно выступают группы с симфоническим оркестром, которые могут выступить и без симфонического оркестра. Или выступает просто симфонический оркестр с оркестровкой той или иной группы. А у нас что-то посередине. И я как солист играю те партии, которые играл в группе «Кино».
— Как зародилась идея «Симфонического КИНО»? В чем его замысел?
Игорю Вдовину — композитору нашего проекта — предложили сделать оркестровку, а он в свою очередь привлек меня. Так и получилось. А замысел примерно тот же самый, что был и у группы «Кино».
— Кто еще входит в команду проекта?
Два музыканта все время с нами ездят. Это Виктор Савич, бас-гитарист. Олег Шунцов, барабанщик. Дирижер Антон Шабуров. И, конечно же, Александр Цой, который делает и демонстрирует видео, сопровождающее концерты.
— Вы вместе с Александром Цоем пришли в проект?
Нет. Все было постепенно. Мы сначала играли даже без барабанщика и басиста, то есть просто симфонический оркестр. Потом в силу неизбежности появилась ритм-секция. Как развитие нужно было видео. Мы пробовали привлекать разных людей. Пытались, искали. А потом предложили Саше, и он сразу сделал то, что нужно. Ведь стилистическая составляющая очень важна, выбор правильного стилистического направления имеет большое значение. А у Саши это в крови, я полагаю.
— На концертах вы играете всегда с одним оркестром или разными?
Да, с разными. Но в Петербурге у нас свой сборный оркестр.
— А есть любимый оркестр?
Петербургский. Но в Москве очень хороший оркестр «Русская филармония», и тоже есть сборные оркестры, с которыми мы сотрудничаем.
— Оркестровые версии наверняка выявили новые грани песен «Кино»?
Несомненно. Появились какие-то совсем новые моменты, какие-то контрапунктные линии. Есть возможность, используя палитру симфонического оркестра с его красками, богаче раскрывать заложенные изначально гармонические и мелодические линии музыки группы «Кино».
— Первое выступление «Симфонического КИНО» прошло в 2010-м. Был подготовлен и выпущен альбом под названием «СимфониК». В этом году вы даете концерты, посвященные 30-летию «Группы крови». Можно ли подвести подытоги почти десяти лет жизни проекта?
Сейчас проект в очень хорошей форме. Со временем оттачивались оркестровые моменты. Коллектив у нас уже сыгранный. Мне все нравится.
— Какие планы у «Симфонического КИНО» на будущее?
Осенью открываем следующий сезон — будем играть программу, посвященную альбому «Звезда по имени Солнце».
— А в Ереване хотели бы сыграть?
Да, конечно, хотели бы. Мы вообще любим играть.
— Вы родились не в музыкальной семье…
Мои родители были научными сотрудниками. У меня отец — энтомолог. Я с ним ездил в экспедиции. Он мне рассказывал про насекомых. Я и сейчас все это помню. Он сетовал даже, что я не пошел по его стопам. Выразил сожаление. Говорит, что «среди нашего брата энтомолога мало кто отличит ихневмониду от бракониды, а ты это так легко делаешь».
— Чьей инициативой было отдать вас в музыкальную школу?
Мама. Она у нас была музыкальной в семье. Хотела, чтобы я стал виолончелистом, солировал в филармонии.
— Виолончель не стала вашим инструментом… Кто учил вас играть на гитаре?
Сам потихонечку.
— Как вы познакомились с Виктором Цоем?
У нас был общий барабанщик, в нашей студенческой группе, Олег Валинский. Он играл в «Гарин и гиперболоиды» [изначальное название группы «Кино». — Прим. ред.]. Так и познакомились. Студентами были.
— Почему песни группы «Кино» по сей день звучат так актуально, вызывая всё новый интерес и признание?
Если бы я знал. (Улыбается.) Красивая и запоминающаяся мелодия. Внятные, понятные, мудрые или ироничные и веселые тексты. И, конечно же, сложно выразимое словами состояние духа, которое стало темой песен.
— В Армении любят рок с советских времен. Доводилось ли вам работать с армянскими рок-музыкантами?
Помню, на первом концерте группы «Кино», в котором я участвовал в рок-клубе, был барабанщик — тоже из нашего института — Валера Согомонян.
— Вы бывали в Армении?
Один раз вместе с «Ю-Питером» [группа, основанная Вячеславом Бутусовым и Юрием Каспаряном в 2001 году. — Прим. ред.] был в Ереване. Выступили и уехали. Только дудук успел купить. Кстати, однажды вместе с Дживаном Гаспаряном должен был поучаствовать в записи музыки для одного фильма. Но не сложилось, все осталось на уровне проекта.
Беседовала журналист, литературный редактор Рипсиме Галстян