Ялта в жизни и творчестве Ивана Айвазовского

Ялта в жизни и творчестве Ивана Айвазовского

Город Ялта, расположенный на Южном берегу Крыма, занимал важное место в жизни Ивана Айвазовского, посвятившего ялтинским пейзажам немало своих картин. «Первое осмысленное знакомство Айвазовского с Южным берегом Крыма состоялось в 1838 году. Весной этого года в истории Ялты произошло знаменательное событие: она получила статус города. Не на торжества ли по этому поводу поспешил сюда и Айвазовский?» — пишет Татьяна Барская в своей документально-исторической книге «Ялтинская Армения». Армянский музей Москвы публикует фрагмент книги, рассказывающий о Ялте Айвазовского.

Иван Айвазовский. «Ялта. 1838 год». Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского / aivazovski.ru

Пышная экзотическая природа Южнобережья очаровала молодого живописца. Среди известных работ этого времени первой называют картину «Ялта. 1838 г.». Небольшая по размерам, она привлекает внимание чистотой восприятия образа, искренностью художника в передаче южнобережного мотива… Море, небо и небольшой участок берега озарены заходящим солнцем. Золотистые блики едва уловимо мерцают на волнах неспокойного моря. Угасающий луч заката чуть тронул серебристые облака, тающие в небесной лазури, высветлил берег второго плана, где выделяются двух- и трёхэтажные постройки города и венчающая их вертикаль колокольни церкви Иоанна Златоуста на Поликуровском холме. Несомненная удача художника в том, что он не стал нарочито опоэтизировать этот романтический уголок Крыма, а, избрав несколько будничный сюжет, сумел привлечь внимание к конкретному месту. Через десять лет после этой картины Айвазовский создаст великолепное полотно «Вечер в Крыму. Ялта. 1848 г.». И если в «Ялте. 1838 г.» золото заката скромно фиксирует момент уходящего дня, то в «Ялте. 1848 г.» закат, точно царственная мантия, окутал лес, позолотил тихие воды залива, высветил элементы пейзажа. За 60 лет творческой деятельности к «ялтинской» теме прославленный маринист обращался не раз, но маленькая скромная картина «Ялта», созданная в год получения Ялтой статуса города, стала этапной в творчестве художника. С картины «Крымская ночь», выставленной в годы учёбы в Академии в Петербурге, началось признание его таланта.

Иван Айвазовский. «Вечер в Крыму. Ялта. 1848 год». Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского / aivazovski.ru

С Ялтой была связана ещё одна работа Айвазовского — по оформлению Ливадийского дворца. В 1862–1866 годах петербургский придворный архитектор И.А. Монигетти создавал в Ливадии по заказу императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, прекрасный дворцово-парковый ансамбль. Для украшения его в имение были приглашены известные скульпторы и живописцы. Среди них был и Айвазовский, творчество которого получило признание не только в России, но и в Европе. И.А. Монигетти предложил Айвазовскому совместно с А. Фесслером украсить фресками балкон Большого дворца, примыкающий к кабинету императрицы. На стенах Ливадийского дворца появились две прекрасные фрески «Вид Ливадии с высоты птичьего полёта с указанием всех строений Ливадийского имения» и «Вид Южного берега с высоты птичьего полёта с показом Ялты и других поселений».

Несколько залов Большого дворца, в том числе «гостиная для высочайших особ», были почти полностью заполнены картинами Айвазовского — всего около 30. Это виды Ореанды, Ялты, Ливадии, Ай-Петри, морских берегов, парусников. Были картины на религиозные и исторические темы, такие как «Явление Спасителя на море св. Петру» и «Возвращение Ея Величества с Потёмкиным к пристани в Алуште».

Иван Айвазовский. «Вид из Ливадии», 1861 / aivazovski.ru

Ялта не переставала привлекать Айвазовского. Он бывал здесь часто. Гостил в доме Спендиарова. В 1872 году посетил замечательного пейзажиста Фёдора Васильева, умирающего от туберкулёза. Васильев вспоминал об этой встрече и том, что Айвазовский «…сообщил между другими хорошими советами рецепт красок, с помощью которых наилучшей манерой можно изобразить море».

Иван Константинович мечтал, что в Ялте, как и в Феодосии, должны вырастать художники, которые полюбят морскую стихию. Он решил построить здесь специальную галерею и мастерские, в которых могла бы учиться талантливая молодёжь. «Я имею намерение выстроить там весною дом для старшей моей дочери, которая поселилась в Ялте, — писал он приятелю, — …третью часть дома я намерен устроить с художественной целью, а именно, кроме внешних украшений (статуями и проч.), внутри будет картинная галерея со светом сверху, затем большая мастерская и несколько комнат — всё это вместе составит отдельный от другой половины художественный павильон, который может удобно служить для выставок картин всех наших молодых художников, а также мастерской для известных художников наших за умеренную плату».

Закладка этого дома состоялась, но средств на постройку ещё не было. «На эту постройку не имею денег и желал бы сбор с будущих моих выставок употребить на это… И ради этого я [также] пожертвую деньги, которые получу за проданные картины, и таким образом 20 000 рублей будет достаточно…»

Галерея по каким-то причинам не состоялась, а строительство мастерской закончилось в 1883 году. Младший внук художника Константин Константинович Арцеулов рассказывал, что дом был построен и находился на улице Аутской (ныне ул. Кирова, остановка троллейбуса «Институт Магарач»). В нём он родился в 1891 году.

Иван Айвазовский. «Окрестности Ялты ночью», 1866 / artcyclopedia.ru

Айвазовский связал себя с Ялтой кровными узами. Его старшая дочь Елена вышла замуж за доктора П.С. Латри и поселилась в Ялте. Овдовев, вышла замуж за городского голову почётного мирового судью Ялтинского округа В.А. Рыбицкого. Занималась благотворительностью, была директором детского приюта. Для них Иван Константинович и строил дом в Аутке. В течение полувека приезжал Айвазовский в Ялту. За это время Елена Ивановна выстроила в городе две гостиницы. Одну на улице Морской под названием «Морская» и на набережной «Францию» (разрушена во время войны в 1942 году).

В октябре 1899 года Айвазовский предложил отцу композитора А.А. Спендиарова, который был женат на его внучатой племяннице Мазировой, построить в ялтинском доме на Екатерининской «художественно-музыкальную залу», где он мог бы выставлять картины под музыку Спендиарова.

Источник: Т.Н. Барская. «Ялтинская Армения». — Симферополь : Издательство «Н. Орiанда», 2018.

Ялта в жизни и творчестве Ивана Айвазовского