Ялта в жизни и творчестве Ивана Айвазовского
Город Ялта, расположенный на Южном берегу Крыма, занимал важное место в жизни Ивана Айвазовского, посвятившего ялтинским пейзажам немало своих картин. «Первое осмысленное знакомство Айвазовского с Южным берегом Крыма состоялось в 1838 году. Весной этого года в истории Ялты произошло знаменательное событие: она получила статус города. Не на торжества ли по этому поводу поспешил сюда и Айвазовский?» — пишет Татьяна Барская в своей документально-исторической книге «Ялтинская Армения». Армянский музей Москвы публикует фрагмент книги, рассказывающий о Ялте Айвазовского.
Пышная экзотическая природа Южнобережья очаровала молодого живописца. Среди известных работ этого времени первой называют картину «Ялта. 1838 г.». Небольшая по размерам, она привлекает внимание чистотой восприятия образа, искренностью художника в передаче южнобережного мотива… Море, небо и небольшой участок берега озарены заходящим солнцем. Золотистые блики едва уловимо мерцают на волнах неспокойного моря. Угасающий луч заката чуть тронул серебристые облака, тающие в небесной лазури, высветлил берег второго плана, где выделяются двух- и трёхэтажные постройки города и венчающая их вертикаль колокольни церкви Иоанна Златоуста на Поликуровском холме. Несомненная удача художника в том, что он не стал нарочито опоэтизировать этот романтический уголок Крыма, а, избрав несколько будничный сюжет, сумел привлечь внимание к конкретному месту. Через десять лет после этой картины Айвазовский создаст великолепное полотно «Вечер в Крыму. Ялта. 1848 г.». И если в «Ялте. 1838 г.» золото заката скромно фиксирует момент уходящего дня, то в «Ялте. 1848 г.» закат, точно царственная мантия, окутал лес, позолотил тихие воды залива, высветил элементы пейзажа. За 60 лет творческой деятельности к «ялтинской» теме прославленный маринист обращался не раз, но маленькая скромная картина «Ялта», созданная в год получения Ялтой статуса города, стала этапной в творчестве художника. С картины «Крымская ночь», выставленной в годы учёбы в Академии в Петербурге, началось признание его таланта.
С Ялтой была связана ещё одна работа Айвазовского — по оформлению Ливадийского дворца. В 1862–1866 годах петербургский придворный архитектор И.А. Монигетти создавал в Ливадии по заказу императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, прекрасный дворцово-парковый ансамбль. Для украшения его в имение были приглашены известные скульпторы и живописцы. Среди них был и Айвазовский, творчество которого получило признание не только в России, но и в Европе. И.А. Монигетти предложил Айвазовскому совместно с А. Фесслером украсить фресками балкон Большого дворца, примыкающий к кабинету императрицы. На стенах Ливадийского дворца появились две прекрасные фрески «Вид Ливадии с высоты птичьего полёта с указанием всех строений Ливадийского имения» и «Вид Южного берега с высоты птичьего полёта с показом Ялты и других поселений».
Несколько залов Большого дворца, в том числе «гостиная для высочайших особ», были почти полностью заполнены картинами Айвазовского — всего около 30. Это виды Ореанды, Ялты, Ливадии, Ай-Петри, морских берегов, парусников. Были картины на религиозные и исторические темы, такие как «Явление Спасителя на море св. Петру» и «Возвращение Ея Величества с Потёмкиным к пристани в Алуште».
Ялта не переставала привлекать Айвазовского. Он бывал здесь часто. Гостил в доме Спендиарова. В 1872 году посетил замечательного пейзажиста Фёдора Васильева, умирающего от туберкулёза. Васильев вспоминал об этой встрече и том, что Айвазовский «…сообщил между другими хорошими советами рецепт красок, с помощью которых наилучшей манерой можно изобразить море».
Иван Константинович мечтал, что в Ялте, как и в Феодосии, должны вырастать художники, которые полюбят морскую стихию. Он решил построить здесь специальную галерею и мастерские, в которых могла бы учиться талантливая молодёжь. «Я имею намерение выстроить там весною дом для старшей моей дочери, которая поселилась в Ялте, — писал он приятелю, — …третью часть дома я намерен устроить с художественной целью, а именно, кроме внешних украшений (статуями и проч.), внутри будет картинная галерея со светом сверху, затем большая мастерская и несколько комнат — всё это вместе составит отдельный от другой половины художественный павильон, который может удобно служить для выставок картин всех наших молодых художников, а также мастерской для известных художников наших за умеренную плату».
Закладка этого дома состоялась, но средств на постройку ещё не было. «На эту постройку не имею денег и желал бы сбор с будущих моих выставок употребить на это… И ради этого я [также] пожертвую деньги, которые получу за проданные картины, и таким образом 20 000 рублей будет достаточно…»
Галерея по каким-то причинам не состоялась, а строительство мастерской закончилось в 1883 году. Младший внук художника Константин Константинович Арцеулов рассказывал, что дом был построен и находился на улице Аутской (ныне ул. Кирова, остановка троллейбуса «Институт Магарач»). В нём он родился в 1891 году.
Айвазовский связал себя с Ялтой кровными узами. Его старшая дочь Елена вышла замуж за доктора П.С. Латри и поселилась в Ялте. Овдовев, вышла замуж за городского голову почётного мирового судью Ялтинского округа В.А. Рыбицкого. Занималась благотворительностью, была директором детского приюта. Для них Иван Константинович и строил дом в Аутке. В течение полувека приезжал Айвазовский в Ялту. За это время Елена Ивановна выстроила в городе две гостиницы. Одну на улице Морской под названием «Морская» и на набережной «Францию» (разрушена во время войны в 1942 году).
В октябре 1899 года Айвазовский предложил отцу композитора А.А. Спендиарова, который был женат на его внучатой племяннице Мазировой, построить в ялтинском доме на Екатерининской «художественно-музыкальную залу», где он мог бы выставлять картины под музыку Спендиарова.
Источник: Т.Н. Барская. «Ялтинская Армения». — Симферополь : Издательство «Н. Орiанда», 2018.