Как в армянской архитектуре XVIII века появились колокольни в виде ротонды
Самым тяжелым периодом в храмовом строительстве Армении был XVII век. В это время шах Аббас опустошал местность, подобно саранче продвигаясь по территории Армении. Конечно, в этот исторический промежуток не строилось ничего. Когда армяне немного воспряли во второй половине XVIII века, начался процесс активного строительства, усилившийся, когда Карабах перешел в результате русско-персидских войн под власть Российской империи. Тогда строилось много храмов — практически в каждом селе возникла потребность в культовом сооружении. Тогда же к древним храмам стали пристраивать колокольни особой конструкции — в виде ротонд на колоннах с куполом.
Архитектор Максим Атаянц, в одном из интервью корреспонденту Армянского музея Москвы, рассказал, что в тот период церкви строили достаточно скромные — не из чисто отесанного камня, как раньше, а с использованием более примитивной кладки. В плане архитектуры, отдавалось предпочтение, как правило, однонефной базилике с килевидным сводом и единственной ярко выраженной декоративной чертой в дверном портале. Сам портал хорошо обтесывали, и он заметно выделялся на фоне менее обработанного камня.
Кроме того, в строительный обиход вошла еще и звонница на небольших колонках, похожая на маленький купол — в стилистике, появившейся у армян в период позднего Средневековья. Такого рода интегрированность, по словам ученых, в армянской архитектуре проявлялась и в Карабахе, и на территории современной Армении.
В бытовании армянской церкви подобные типы конструкций появились именно в XVII веке. Это произошло с появлением бронзовых колоколов — тогда-то и возникла необходимость пристройки колоколен. В качестве примера можно вспомнить колокольню храма Святой Рипсимэ VII века в Эчмиадзине. Или колокольню церкви Святого Креста X века (Ахтамар), где в 1763 году была достроена колокольня.
Но самое главное, что отличало армянскую архитектуру — это изящество и красота этих кампанил, ведь само место, где крепились колокола, оформлялось в виде ротонды на колоннах — с куполом. Такие миниатюрные ротонды характерны как раз для поздних армянских и карабахских церквей.
Источники:
1) Стржиговский Й. Архитектура армян и Европа / Пер. Павла Амбургера. — Ер., 2011. — Т. 1, кн. I.
2) В.В. Шлеев. Всеобщая история искусств/ Под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1960. — Т. 2, кн. 1.
3) Армянская советская энциклопедия. — Т. 7. — С. 276.
Сценарист, журналист Марина Абрамян (Москва — Ереван) специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована фотография Эчмиадзинского собора. Фото © Butcher