Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Какие историко-культурные заповедники появятся в Армении в ближайшее время

Целых три историко-культурных заповедника появятся в Армении. Этот вопрос решен на правительственном уровне. Процесс реализации проектов из-за войны в Арцахе приостановился, однако в текущем году культурное ведомство Армении намерено совершить рывок и начать создание заповедных зон. В сферу интересов войдут Даштадемская крепость, Столица Двин и Усыпальница Аршакуни. В обзоре Армянского музея Москвы — исторические сведения об этих древних памятниках Армении.

Двин. Развалины. Детали архитектуры. Фото © Travis K. Witt

Информационный повод прозвучал накануне в СМИ — ещё в марте министр образования, науки, культуры и спорта Армении Ваграм Думанян объявил, что работы по созданию заповедника Усыпальница Аршакуни стартуют уже в октябре 2021 года. На подходе и остальные объекты культурного наследия. Что мы знаем об этих важнейших для истории и культуры Армении археологических зонах?

Древняя усыпальница армянских царей из династии Аршакуни

Памятник находится в селе Ахцк Арагацотнской области и относится примерно к 359–360 годам нашей эры. Сложенная из камня усыпальница была ранее двухэтажной. До сегодняшних дней сохранилась подземная часть, имеющая крестообразную планировку размерами 2.65 х 3.75 х 2.6 метров. Под землей ранее археологами раскопаны сводчатые перекрытия и подковообразные арки. Пол мавзолея мощен камнем. Фасады по обеим сторонам западного входа и прямоугольных ниш украшены сценами на библейские темы — хорошо читается сюжет Даниил во рву со львами, например. Гробница также стилизована скульптурной пластикой — резьбой по камню. Вырезаны символы ранних христиан: агнцы, кресты в круге, птицы.

Гробница Аршакидов. Рельефы южной плиты. Фото © Armen Manukov

Раскопки проводились в 1970-х годах. Тогда же были открыты развалины пристроенной к усыпальнице с северной стороны трехнефной базилики IV века. Выяснилось, что базилика представляла из себя почти квадратный зал в плане с двумя парами прямоугольных пилонов, преобразованных в V–VI веках.

Кто такие Аршакуни? Третья армянская царская династия, правившая в Великой Армении в I–V веках. Младшая ветвь парфянских Аршакидов в качестве династии была основана братом парфянского царя Вологеза I — Трдатом I, правившим с 54 по 88 годы.

Из учебников истории известно, что после падения династии Арташесидов в Великой Армении, Рим и Парфия стремились утвердить своих кандидатов на армянский престол. Это противостояние длилось вплоть до 63 года — до заключения Рандейского договора между римским полководцем Гнеем Домицием Корбулоном и Трдатом I. Согласно документу, представители династии парфянских Аршакидов, первым из которых был Трдат, должны были впредь занимать престол Армении, однако оставались римскими вассалами. После падения в 226 году парфянских Аршакидов и прихода к власти в Иране Сасанидов, Хосров I Великий из династии Аршакуни не признал их воцарения и власть в армянской ветви династии стала наследственной. К династии Аршакуни принадлежал Трдат III, при правлении которого христианство стало официальной религией в Армении. Цари Аршакуни пытались объединить страну и добиться её самостоятельности. Однако в 428 году династия пала.

Крепость Даштадем

Фото: armmuseum

Второй памятник — Даштадем. Это обширная крепость, расположенная в 65 километрах от Еревана, находящаяся территориально в южной части села Даштадем. В письменных источниках, к сожалению, не сохранились сведения о времени возведения крепостного комплекса. О древности постройки археологи судят по самому старому крепостному сооружению — замку, обнаруженному внутри и имевшему, по всей видимости, статус цитадели. Предполагается, что замок был возведен Камсараканами в VII веке на фундаменте сооружения урартского периода. Это четырехугольное в плане, зальное, укрепленное башнями трехэтажное сооружение, возведенное чисто тесаными камнями красноватого туфа. Зал сводчатый, стены изнутри оштукатурены, пол мощен плитами. Окон не было, а освещение осуществлялось посредством ердиков — световых проемов в потолке.

На юго-западной башне сохранилась арабская надпись, свидетельствующая, что в 1174 году анийский султан ибн Шавур Шаттадин укрепил снаружи замок-цитадель многоугольными и круглыми в плане пирамидальными башнями. В отличие от освещающегося ердиками зала, внутренние помещения башен имели окна. Единственный вход открывался в юго-западном углу. Сама дверь — каменная.

Двин

Руины Двина. Фото: wikipedia.org

Третий памятник, входящий в сферу интересов правительства, — Двин, столица Армении с V по IX век н.э. Город находится в 30 километрах южнее Еревана. Построен царем Великой Армении Хосровом III в 335 году. Название происходит из среднеперсидского языка и означает «холм».

Известно, что с IV века здесь находилась резиденция армянских царей династии Аршакидов. После, в 428 году, Двин стал резиденцией персидских, а с 702 года — арабских правителей области Арминийа и считался одним из многолюднейших городов Азии — богатым, торговым.

Из важнейших исторических событий — в 554 году в Двине собирался Синод Армянской церкви, на котором халкидонская догматика была окончательно отвергнута. Несмотря на то, что Двин с тех пор несколько раз переходил из рук в руки, он в начале IX века пребывал в процветании, о чем нам сообщают историки, называя Двин на арабский манер — «Дабилем». Например, историк X века аль-Истахри писал, что в «области города Дабиля: вокруг него говорят по-армянски» и что «Дабиль столица Армении и в нём Санбат, сын Ашута. Город постоянно находился в руках знатных христиан, а христиане составляют большую часть обитателей Армении, она же „царство Арман“».

Фото обложки © Travis K. Witt