Ольга Казак

В чем связь между Фамагустой, Реймсом и Шуши

Ольга Казак
В чем связь между Фамагустой, Реймсом и Шуши

Что мы знаем о соборе святителя Николая в Фамагусте? Это строение — поздняя готика. Донаторы — династия кипрских королей армянского происхождения Лузиньянов. Был задуман и осуществлен в 1328 году с грандиозными целями — для венчаний королей на иерусалимский престол и торжественных событий. А еще он очень похож на Реймсский собор. И немного на Казанчецоц в Шуши. Чем? Об этом читаем ниже.

Центральный фасад собора святителя Николая в Фамагусте. Фото © A.Savin

Центральный фасад собора святителя Николая в Фамагусте. Фото © A.Savin

Собор святителя Николая был построен в XIV веке. Его строители, представители династии Лузиньянов так и называли себя — короли Кипра, Армении и Иерусалима. Связи кипрского дома семьи Лузиньянов и королевского дома Киликии были заложены ещё первым королём Киликии Левоном II, коронованным как Левон I. К концу XIII века эти связи заметно укрепились. А от брака Амори Тирского с армянской принцессой Забел (Изабеллой), произошли Лузиньяны Армении, то есть та самая армянская ветвь династии Лузиньян.

В туристических буклетах собор святителя Николая называют «кипрским Реймсом». Может быть, из-за внешнего стилистического сходства, а может быть, и потому, что оба собора подвергались разрушениям в разное историческое время. Каждая из причин заслуживает внимания.

Мы можем сравнить два этих архитектурных чуда готического искусства и увидеть, насколько пострадал при осаде Фамагусты турками в 1571 году собор святителя Николая. Обстреливали его из пушек, а потом уничтожили большую часть скульптурного декора — пинакли, флораны, горгулии и прочую готическую фигуративность. Вычищено было и внутреннее убранство.

Момент взрыва Реймсского собора. Фото из прессы начала ХХ века.

Момент взрыва Реймсского собора. Фото из прессы начала ХХ века.

Что произошло дальше? К собору слева пристроили минарет и провозгласили, что отныне это мечеть под названием «магусская Айя София». В 1954 году собор переименовали в честь Лала Мустафы-паши — турецкого военачальника, который командовал осадой Фамагусты в 1571 году. Так он и стоит — полуразрушенный, с торчащим минаретом, как память о былом королевском величии Лузиньянов.

Реймскому собору тоже досталось — во время Первой мировой войны. Немцы бомбили город и целили прямо в его хрупкое сердце — собор. Деятели культуры тогда резко осудили действия «варваров». Реймсский собор в прессе был назван «собором-мучеником», и в его защиту высказались Анри Бергсон, Анатоль Франс, Марсель Пруст. Скульптуры ангелов и святых валялись разбитые, а из горгулий лился расплавленный свинец (от взрыва свинцовые перекрытия крыши расплавились и потекли).

Западный фасад Реймсского собора. Фото © Ludovic Péron

Западный фасад Реймсского собора. Фото © Ludovic Péron

Знаменитый французский писатель Ромен Ролан в 1914 году написал известное свое эссе «Pro aris» («В защиту алтарей»), осуждающее агрессию немецких войск. Не остались в стороне и русские художники — члены объединения «Мир искусства». Они тоже высказались. И тоже осудили.

В это же время поэт Осип Мандельштам написал стихотворение «Реймс и Кёльн». «Что сотворили вы над реймсским братом?» — обратился к немцам Мандельштам.

Реймсский собор после бомбежки. Фото: The Art Newspaper

Реймсский собор после бомбежки. Фото: The Art Newspaper

Время идет, сменяются эпохи. Меняется облик городов, мода, общественно-политический строй, образовательные подходы, медицинские стандарты, направления в искусстве. Появляются новые цифровые материалы, совершаются передовые научные открытия. Но лишь одно остается по-прежнему неизменным — «квартирный вопрос», который испортил человечество и продолжает портить «человеков» уже адресно — по странам, городам и весям.

Улыбающийся ангел стал одним из символов возрождения Реймсского собора. Во время войны голова его была разбита на несколько частей, но потом ее вновь собрали и восстановили. Фото: The Art Newspaper

Улыбающийся ангел стал одним из символов возрождения Реймсского собора. Во время войны голова его была разбита на несколько частей, но потом ее вновь собрали и восстановили. Фото: The Art Newspaper

Да, Реймсский собор в начале прошлого века защищал весь передовой мир — лучшие умы высказывались — талантливо, доказательно, смело и самое главное — громко. А кто защитит собор Христа Спасителя в Шуши? И храмы-храмы-храмы Арцаха…

И как тут не процитировать стихотворение все того же Мандельштама о «сорока тысячах мертвых окнах» в хищном городе Шуше. Мандельштама, у которого два дня назад был день рождения. И как не сравнить двух ангелов — Реймсского и Шушинского? Ангелов, без которых нет авраамических вер. Приносят они благую весть и иудею, и эллину, и оттоману.

Ангел-хранитель Шуши. Фото слева: Евгения Филатова. Фото справа: ТАСС/Сергей Бобылев

В тогдашней Франции, в 1914 году, разрушенный собор стал синонимом немецкого «вандализма». Этот образ усиленно тиражировался, в том числе с помощью нескончаемых отретушированных открыток, которые подогревали антигерманские настроения. Это возымело эффект — так показала история. Прошло время и собор был восстановлен, а голова Улыбающегося Ангела отреставрирована и стала символом возрождения Реймсского собора.

Где вы те современные громкие мирискусники и ромены роланы, кто защитит алтари и спросит: что сотворили вы с карабахским братом?

По мотивам публикации телеграм-канала Art_Bible

Обложка © A.Savin

В чем связь между Фамагустой, Реймсом и Шуши