Что такое геноцид? Главные вопросы о преступлении против человечности
После блокады, а теперь и вынужденного переселения из Арцаха, мир вновь заговорил о геноциде армян. Но что такое геноцид вообще? Разбирались с научным сотрудником Музея-института Геноцида армян Региной Галустян.
― Что такое геноцид?
― Автором слова «геноцид» является польский юрист еврейского происхождения Рафаэль Лемкин. Он предложил этот термин для описания нацистской политики по истреблению евреев, то есть ― Холокоста. Однако из его работ мы понимаем, что при разработке данного понятия, Лемкин также рассматривал и Геноцид армян.
Геноцид — это преступление, целью которого является уничтожение национальной, расовой, этнической или религиозной группы. Когда мы смотрим на историю ХХ века, мы видим, что государство убивало представителей национальных или религиозных меньшинств, которые проживали на его территории. В этом заключается парадокс геноцида ― государство вместо того, чтобы защищать своих граждан, дает приказы об их истреблении. Однако ввиду своей идеологии правители решали, что уничтожение одной группы, станет решением всех проблем страны. Они верили, что действуют во благо.
Самый главный документ о геноциде — это Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Мы всегда обращаемся к ней, когда хотим определить, является ли то или иное преступление геноцидом. Согласно Конвенции, под геноцидом подразумевается пять актов, совершаемых с намерением полностью или частично уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу: убийство, причинение телесных повреждений или умственных расстройств, создание условий, которые могут привести к смерти (например, содержание в концентрационных лагерях или сегрегациях), воспрепятствование деторождению и насильственная передача детей в другую группу.
― Чем война отличается от геноцида? Как отличить жертв войны от жертв целенаправленного геноцида?
― Целью тех политических сил, которые устраивали геноцид, являлось полное истребление национальной или религиозной группы. Например, в указе министра внутренних дел Османской империи Талаата-паши говорилось о полном уничтожении армянского народа, включая женщин и детей. В войне, во-первых, существует фактор сопротивления. В ней участвуют, чаще всего, вооруженные мужчины. Во-вторых, цель войны, в большинстве случаев, — получение каких-либо экономических или политических выгод, к примеру, захват новых территорий. Геноцид, напротив, направлен именно на уничтожение представителей определенной группы.
Нужно отметить, что геноцид трудно определить здесь и сейчас. Нужно, чтобы прошло какое-то время после события. Тогда можно будет понять мотивы государства, было ли оно намерено на массовое истребление людей.
― То есть, главный критерий в определении геноцида ― это мотив? Не то, как это было сделано, а зачем?
— Да. В Конвенции ООН говорится: «Действия, совершаемые с намерением уничтожить». Доказательства того, что у государства был именно мотив на истребление, рассматривают во время трибуналов.
― Каким должен быть масштаб убийства, чтобы преступление рассматривалось как геноцид?
— В Конвенции ничего не говорится о цифрах, но масштабы оцениваются по разным критериям. Например, в Югославии было расстреляно около восьми тысяч мужчин, но трибунал все равно признал эти события геноцидом. Он обосновал свое решение тем, что уничтожение такого высокого процента мужчин, принадлежащих одной этнической группе, способствует вымиранию этого народа, так как продолжение рода становится невозможным.
Когда речь идет о геноциде, говорят не о количестве, а о процентном соотношении. Почему резня в армян в Османской империи — это геноцид? Потому что практически вся армянская община, проживающая на территории этой страны, была уничтожена.
В Конвенции ООН также написано: «Уничтожить, полностью или частично». Мотив государства — полностью истребить представителей группы, но, как правило, это по разным причинам не получается. Поэтому в документе указано, что частичное уничтожение — тоже акт геноцида.
― Инициатором геноцида является политическая структура?
— Конечно. В этом суть геноцида. Государство мобилизует все свои ресурсы: финансы, армию, полицию, административный аппарат, пресса, которая будет транслировать пропаганду против меньшинств, которые правительство намерено уничтожить (например, «Свободное радио и телевидение тысячи холмов» в Руанде). Поэтому мы говорим, что геноцид — это преступление государства. Армяне требуют, чтобы Турция признала Геноцид, потому что государство давало приказы убивать армян, а нынешняя Турция — преемница Османской империи.
― Намерение вершить геноцид — это геноцид? Призыв уничтожить ту или иную группу наказуем?
— Согласно Конвенции ООН, покушение на совершение геноцида тоже наказуемо. Призывы важны, но все равно необходимы какие-то документы, указы, законы, или последовательность преступных действий (которые указывают на мотив), которые бы прямо подтверждали решение совершать геноцид. Намерение фашистов уничтожать евреев не доказывало, что это случится. Однако непосредственные действия фашистов, направленные против евреев (к примеру, убийства и депортации), уже показывают, что такой мотив был.
― Является ли геноцидом истребление социальной группы не по этническому и религиозному признаку?
— Нет. Во время разработки Конвенции ООН вместе с Рафаэлем Лемкиным выбрали этническую, расовую, национальную и религиозную группу, потому что эту идентичность «невозможно» изменить (это «стабильные и постоянные группы»). Конечно, христианин может стать мусульманином, но не вся группа сразу. Это психологически очень тяжелая трансформация, и такое происходит редко. В 1915 году Министр внутренних дел Османской империи Талаат-паша приказал, чтобы армяне-мусульмане тоже были депортированы. На возражение о том, что они мусульмане, он ответил: «Мы депортируем армян, а не христиан. Армянин-мусульманин — все еще армянин».
Другие социальные группы изменяемы: бедный может стать богатым, полицейский — ученым. Это возможно. Если тебя ущемляют в правах на этой почве, ты можешь перейти в другую группу. Но, если ты афроамериканец и из-за этого подвергаешься дискриминации, то ты ничего не сможешь сделать.
Похожие дебаты проводились касаемо политических взглядов — является ли, к примеру, преследование коммунистов геноцидом? В итоге было принято решение не включать в Конвенцию политические группы, потому что ее все-таки можно поменять.
― В Конвенции ООН есть отдельный пункт про «насильственную передачу детей из одной человеческой группы в другую». Почему эти действия являются геноцидом?
— Дети — это не только настоящее, но и будущее. Передача ребенка в другую группу означает смену его идентичности. К примеру, во время Геноцида армянских детей отдавали в турецкие семьи, им давали новые тюркские имена, обращали в ислам, внушали ненависть к своей родной группе, то есть фактически превращали в турок и, соответственно, прерывали продолжение армянского рода.
― Что несовершенно в Конвенции ООН?
— Большинство ученых и экспертов в области геноцида утверждает, что Конвенция устарела — она не менялась со дня принятия. Существует множество мнений о том, как следует изменить документ. Например, некоторые считают, что нужно добавить уничтожение групп людей по гендерному признаку или по политическим взглядам.
Многие также говорят, что Конвенция ООН не работает. Однако проблема не в самом документе, а в том,что она стала политическим инструментом, который служит интересам различных государств. Они признают геноцид, только если в этом есть какая-то выгода. Конвенцию можно было бы изменить, просто это не всем странам на руку.
— Является ли депортация геноцидом?
— Зависит от того, каким образом была осуществлена депортация. Если какое-то действие, связанное с выселением населения, соответствует Конвенции, то это геноцид. Например, предумышленное создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение группы, как это было в случае с геноцидом рохинджа в Мьянме. Это очень тонкая грань.
— В чем разница между геноцидом и этническими чистками?
— Этническая чистка — это изгнание группы с определенной территории. Это может быть как прямое выселение, истребление или депортация, так и принуждение населения покинуть территорию (и больше не возвращаться) с помощью различных методов: убийства, изнасилования или уничтожения имущества.
Этническая чистка — термин политический несмотря на то, что он попадает в категорию «преступление против человечности» под формулировкой «депортация или насильственное перемещение населения». При этом этническая чистка может стать как одним из этапов геноцида, так и перерасти в геноцид.
— То, что произошло в Арцахе, — это геноцид?
— В августе этого года бывший прокурор Международного уголовного суда Луис Морено Окампо назвал азербайджанскую блокаду Лачинского коридора, которая препятствовала поставкам продовольствия, медикаментов и других предметов первой необходимости в Арцах, геноцидом этнических армян Нагорного Карабаха.
Институт Лемкина 5 сентября опубликовал доклад, в котором классифицировал действия азербайджанских властей как геноцид. 12 октября представитель Армении по международным правовым вопросам Егише Киракосян в своем выступлении в Международном суде ООН по делу «Армения против Азербайджана», уже после открытия азербайджанцами Лачинского коридора, заявил: «Если это не этническая чистка, то тогда я не знаю, что можно считать этнической чисткой».
Танер Акчам — один из первых турецких академиков, исследующих тему геноцида армян, — затронул вопрос нашивок на рукавах азербайджанских солдат. На них была изображена фотографией Энвера паши — Военного министра Османской империи во время Первой мировой войны, одного из главных организаторов Геноцида армян — с надписью: «Не беги, армянин. Ты просто умрешь уставшим». Акчам отметил: «Очевидно, что в сознании азербайджанского режима существует прямая связь между геноцидом 1915 года и их собственными действиями. Так что, нам не придется создавать эту связь позже». Угроза геноцида армянского народа со стороны режимов Эрдогана и Алиева все еще актуальна.
― Какие структуры расследуют преступление геноцида?
— Геноцид может преследоваться как международными, так и национальными судами. Высшей инстанцией, которая расследует преступление геноцида, является Международный Суд ООН в Гааге (ICJ). Он судит государства и рассматривает дела с 1948 года, принимая их по принципу согласия сторон. Большинство геноцидов расследовали трибуналы: Международный военный трибунал в Нюрнберге, Международный трибунал по бывшей Югославии, Международный трибунал по Руанде. Решение об их созыве принимали политические лидеры. Трибуналы работали согласно международному праву, расследования проводили судьи со всего мира.
Преступление геноцида также попадает под юрисдикцию Международного уголовного суда (ICC), который судит отдельные лица (государственных или военных деятелей), обвиняемые в геноциде. Люди, совершившие геноцид, предпочтительно должны предстать перед национальными судами. Только когда эти инстанции «не желают» или «не могут» судить преступников, они попадают под международную юрисдикцию.
― Что будет, если Турция признает Геноцид армян?
— Сложно сказать. Турция должна будет, например, выплатить репарации армянским семьям, которые пострадали от Геноцида. К сожалению, в условиях несовершенства международного права, Турция сама должна признать Геноцид. В этом случае она сможет, например ограничиться лишь сатисфакцией: выразить сожаление на политическом уровне, поднять флаг Армении и исполнять национальный гимн во время государственных церемоний Турции, преподавать Геноцид армян в школах и университетах, переименовать улицы, площади, населенные пункты, носящие имена виновников геноцида. Мы можем предположить, какой это будет удар по турецкой национальной идентичности.
— Какой смысл в том, что некоторые страны признают Геноцид армян?
— С точки зрения международного права это ничего не меняет. Все страны мира могут признать Геноцид армян, но если Турция этого не сделает, то смысла в этом нет. Возможно, Турцию смогут вынудить принять Геноцид, как это случилось с Германией после Второй мировой войны.
― Какие организации занимаются исследованиями геноцидов?
— Сообщество изучающих геноциды очень маленькое, и таких организаций не очень много. Я могу выделить Genocide Watch. Они фиксируют акты геноцида, которые происходят в настоящем времени, и стараются добиться того, чтобы политические структуры эти действия предотвратили. Есть еще группа экспертов по геноцидам International Association of Genocide Scholars, а также разные музеи и мемориальные центры, посвященные исследованию определенных случаев геноцида.
― Как предотвратить геноцид?
— У меня нет ответа. Много лет назад все говорили: «Никогда больше». Но уже в 1970-е исследовательница Холокоста Хелен Фейн сказала, что этот девиз устарел, потому что все повторяется снова и снова. Мы тоже нашим студентам и посетителям музея говорим, что геноцидов быть не должно. Но как это сделать — большой вопрос.
Ангелина Асатрян, Армянский музей Москвы
Обложка: Армянские дети — жертвы Геноцида армян