«Мы — наши горы»: Саркис Багдасарян — автор символа Арцаха

«Мы — наши горы»: Саркис Багдасарян — автор символа Арцаха

Сегодня в памятнике «Мы — наши горы» — символе Арцаха и собирательном образе населяющих этот край людей — с новой силой стала олицетворяться борьба за право жить на земле своих предков и растить детей под мирным небом, борьба против несправедливости и зла, стремящегося пустить свои корни все дальше и глубже. Какова история памятника «Мы — наши горы» и кто его автор, воплотивший в камне свой замысел, — разбираемся в этой статье.

Фото © Виген Ахвердян / photo-armenia.com

Фото © Виген Ахвердян / photo-armenia.com

Арцах занимал в сердце мастера, создавшего памятник «Мы — наши горы», особое место. Здесь он — Саркис Багдасарян — родился. На свет будущий скульптор появился в 1923 году в селе Баназур, расположенном на горном склоне, полого сбегающем к долине, «где весной расцветают тутовые сады, а по вечерам дым от тонира окутывает деревню запахом горячего хлеба». Этот запах — частица детства, как и рассказы стариков. От них он слышал о том, как мирные арцахские селения не раз превращались в военные лагеря, когда враги пытались поработить населявших Арцах армян. Но за многовековую историю нога чужеземца не ступала на его землю. Не только храбрость и сила духа помогали арцахцам защищать свой дом. С ними заодно были горы и скалистые ущелья, таившие опасность для чужеземцев.

Саркис Багдасарян (1923–2001) — народный художник Армянской ССР. Фото: avproduction.am

Саркис Багдасарян (1923–2001) — народный художник Армянской ССР. Фото: avproduction.am

Возможно, все эти рассказы научили Саркиса Багдасаряна внимательно всматриваться в природу, видеть ее величие и красоту, ее суровость и извечность, ее романтику и неразрывность с человеком. Постепенно облик свободолюбивых арцахцев слился в воображении скульптора воедино с самим горным краем. Пришло ощущение, оформившееся впоследствии в замысел одного из произведений: люди Арцаха непоколебимы, как горы, они так же мужественны, стойки, надежны и непоколебимы. Арцах стал для Багдасаряна символом отваги, свободолюбия и борьбы. Склад дарования мастера привел его к воплощению в скульптуре коллизий борьбы и преодоления.

Арцах в творчестве Саркиса Багдасаряна был не только и не просто особой темой. Это прежде всего — новая структура художественного образа, новая скульптурная концепция художника. Архитектоника, ритмы, силуэт и фактура работ, связанных с Арцахом, обладают не только признаками преемственности искусства. Многое в них навеяно пейзажем, который был знаком скульптору с детства. Он осознанно обращался к конкретной картине природы и брал у нее принцип конструктивности, соотношения объемов, силуэт.


Фотография из альбома «Саркис Багдасарян» (Москва, 1976)

Фотография из альбома «Саркис Багдасарян» (Москва, 1976)

Дед Саркиса Багдасаряна был каменщиком. Мастер Багдасар привозил на волах гранитные глыбы и сваливал их во дворе. Потом он тесал из них надгробные плиты, а сын Иван помогал ему. Но завершал работу старый мастер уже сам, процарапывая на боковинах плиты орнамент, а если покойный был мастеровым, то предметы его труда. Так, надгробие могло быть украшено, например, изображением ножниц или рулона ткани.

Как дед умер, Иван Багдасарян продолжил его дело, взяв в помощники своего сына Саркиса. Отец и сын трудились вместе. Много лет спустя Саркис Иванович Багдасарян сделает портрет отца: круглая голова, высокий прорезанный двумя глубокими бороздками лоб, бородка клинышком и раскидистые усы.

К камню Саркис Багдасарян питал пристрастие с детства. И способности его к скульптуре сказались прежде всего в жажде преодоления твердого материала. Свою первую работу он начал делать в камне: его исключили на две недели из школы, и все пятнадцать дней он тесал и резал камень, вырубая то орнамент, то гроздь винограда, то барельеф с изображением Пушкина.


Монумент «Мы — наши горы», установленный в 1967 году, создан Саркисом Багдасаряном в период, когда довлела устоявшаяся схема памятника: постамент из гранита и бронзовая фигура, — и господствовали приемы, также перенесенные еще в XIX веке из станковой скульптуры в монументальную. Казалось, принятая формула навсегда вытеснила из воображения скульпторов-монументалистов все иные возможности. Однако в этот же период стали появляться произведения, свидетельствующие об обратном, художественная палитра монументального ваяния начала обретать новые краски. Одним из примеров этой тенденции и стала работа Саркиса Багдасаряна «Мы — наши горы».

Монумент предназначался для установки в двух километрах от Степанакерта. Поэтому, отвергнув предложение заказчика воздвигнуть статую воина, скульптор предложил взамен разработать замысел своего парного станкового портрета «Карабахцы». Преобразив его в монументально-декоративное произведение, близкое по воплощению к архитектуре, Багдасарян выразил в нем идею, сформулированную в словах, высеченных на тыльной стороне памятника: «Мы — наши горы». Выразил образно-пластически, композиционно: силуэт монумента предельно четок и формой стилизованного женского головного убора перекликается с очертаниями окружающих холмов. Заключенная в пилон мужская голова по контрасту с плавными линиями склонов дает неожиданный острый пластический акцент, несущий композиционную и смысловую нагрузку.

«Карабахцы», 1963. Фотография из альбома «Саркис Багдасарян» (Москва, 1976)

«Карабахцы», 1963. Фотография из альбома «Саркис Багдасарян» (Москва, 1976)

Лежащая в основе пластического образа архитектурная концепция, подчеркнутая архитектоничность скульптуры последовательно продолжены в композиции и силуэте, в геометрическом членении основных объемов, в моделировке крупными, чистыми плоскостями, в рисунке деталей и различных фактур. Декоративность выступает закономерным продолжением монументальности сооружения, она венчает его — этим также обусловлена его художественная цельность. Памятник богат ассоциациями, и здесь, собственно, заключено главное. Многие достоинства работы вытекают именно отсюда.

Монумент вырастает среди первозданного ландшафта. Как своего рода утесы, возвышаются две гигантские головы из красно-розового туфа, завершая холм, служащий им естественным постаментом. Здесь нет ни ограды, ни газона — памятник стоит на площадке, созданной природой.

Фото: kaoluys.ru

Фото: kaoluys.ru

Кроме этой непосредственной, физической сближенности монумента с природой, между ними есть и другая, более тонкая и сложная связь: монумент, подобно пейзажу, также дает ощущение времени — далекого прошлого, истории. Может быть, это достигнуто тем, что композиция и силуэт его заставляют припомнить средневековые армянские храмы с их двускатными и конусообразными кровлями, кладкой массивных каменных блоков, прорезанной окнами, нишами, аркадами и рельефами. Но если созерцание гор зовет лишь в глубь веков, то в монументе явственно ощутим и день сегодняшний…


1. Комитас (1975). 2. Саят-Нова (1963). 3. Надгробный памятник Аветику Исаакяну (1961). 4. Мгер Мкртчян (1963). 5. «Мелодия» (1963). 6. «Ожидание» (1974) ǁ Альбом «Саркис Багдасарян» (Москва : «Советский художник», 1976)


Материал подготовлен по вступительной статье В.А. Тихановой к альбому «Саркис Багдасарян» (Москва : «Советский художник», 1976).

«Мы — наши горы»: Саркис Багдасарян — автор символа Арцаха