Фильм о победе человеческого духа: Константин Хабенский показал «Собибор» в штаб-квартире ООН
3 мая в российский прокат вышла военная драма «Собибор», ставшая режиссерским дебютом Константина Хабенского. Вечером того же дня фильм был показан в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Для премьерного показа в США прилетел создатель картины.
Фильм «Собибор» повествует о единственном за всю историю Второй мировой войны успешном восстании узников нацистского концлагеря. Оно произошло в октябре 1943 года в лагере смерти «Собибор», расположенном в Польше. Советский офицер Александр Печерский спланировал и возглавил восстание заключенных, завершившееся победой узников, сумевших прорваться через охранные заграждения.
В ООН российскую картину увидели постоянные представители Китая, Узбекистана, Туниса, дипломаты из Белоруссии, Германии, Израиля, представители других делегаций и общественных организаций, а также проживающие в Нью-Йорке ветераны Великой Отечественной войны.
Представляя фильм в одном из залов ООН, Хабенский обратился к собравшимся: «Я с особым вниманием и уважением отношусь к людям, которые трудятся в этих стенах, потому что в их силах сделать так, чтобы наши дети, дети наших детей жили в мире, согласии, любви, в культурных обменах. И я надеюсь, что все так и будет. <…> Наш фильм о людях, наш фильм для людей».
Роль Александра Печерского исполнил Константин Хабенский, а роль офицера СС в концлагере Собибор Карла Френцеля — французский и американский актер Кристофер Ламберт.
Одним из авторов сценария выступил Александр Адабашьян. В интервью газете «Аргументы и Факты» он рассказал, что, работая над фильмом, его создатели особое внимание уделяли личности Печерского. «Когда мы писали сценарий, нас интересовала прежде всего уникальная личность Печерского, который возглавил единственное в истории успешное восстание в нацистских лагерях смерти. А меня лично удивил факт, что до войны Печерский был режиссёром самодеятельного ростовского театра. Это сочетание сильного творческого начала, невероятного мужества и смелости, граничащей с отчаянностью, делает его фигуру уникальной и глубокой. Печерский прекрасно понимал: выход из лагеря для него — только через трубу крематория, что его крайне не устраивало. Но он был одержим идеей не просто бежать и захватить с собой как можно больше народа, но непременно отомстить.
Получается герой шекспировского масштаба. Он не просто сам избежал, казалось бы, неминуемой смерти, но и спас людей, которые уже сдались. Которые говорили, что это их судьба и никаких попыток к освобождению предпринимать не стоит, поскольку это повлечёт за собой моментальную гибель всех.
А что касается вопроса, является ли фильм неким напоминанием, важно, что это не только и не столько напоминание о страшных страницах истории, сколько память о людях, которые умудрялись противостоять безжалостной машине смерти даже тогда, когда никаких шансов на успех, казалось бы, не было и быть не могло» (Еженедельник «Аргументы и Факты». № 18. 02/05/2018).
9 мая — в День Победы — фильм «Собибор» покажут в Берлине.