Женщины-воительницы в армянской живописи

Женщины-воительницы в армянской живописи

Армянская женщина — мать. Или бабушка. А кто их художников представлял ее в иной роли? Отвечаем: Вардгес Суренянц, Ара Арутюнян и Григор Ханджян. Эти три художника создали образы воинственных армянок — вооруженных и в доспехах.


«Женщина-рыцарь» (1909) Вардгеса Суренянца

Рыжеволосая девушка со знаменем, вооруженная и одетая в кольчугу, с крестом на всю грудь. Картина написана в тот период, когда Суренянц создавал свою знаменитую серию на исторические сюжеты. Туда входили такие известные и значимые для армянского мира работы, как «Возвращение царицы Забел», «Ара Прекрасный и Семирамида», «Саломея» и, конечно, — «Женщина-рыцарь». В десятые годы ХХ века на фоне угрозы физического исчезновения армянского народа тема славного исторического прошлого стала психологической опорой, которая давала надежду людям перед лицом надвигающихся бедствий.

Образ вооруженной воительницы не был простым обращением к историческим событиям. Этот персонаж был актуален на момент создания картины. 1909 год — уже вовсю гремит слава Сосэ Варданян и других армянок, взявших в руки оружие. Для общества тех лет вооруженная женщина была вызовом, но их стало так много, что обществу пришлось смириться с ними как с неизбежной частью эпохи. В 1909 она уже была вдовой, потеряла сыновей. Пройдет еще десять лет, и новые девушки так же, как она когда-то, выйдут на поле битвы Сардарабада. А пока 1909 год. Художник пишет сюжет о забытой, казалось бы, старине. «Женщина-рыцарь» стала символом, правда разбирать его искусствоведы не спешили: в СССР не приветствовались никакие аналогии с освободительным движением армян. Но сразу два мастера воссоздали образ рыцарши, отдавая дань уважения как самим воительницам, так и художнику, создавшему первый такой образ.


«Мать Армения» (1967) Ара Арутюняна

Фото: ©Арсен Карапетян

Фото: ©Арсен Карапетян

Грозный постамент в парке Победы так огромен, что похож на мрачный замок. Он пустовал пять лет, с 1962 по 1967 год. Когда-то здесь стояла фигура Сталина. Теперь на его месте не менее суровая фигура Матери Армении, держащей в руках меч. Лицо ее застыло от горя, но она и не думает кричать или плакать. Она собрана и решительна, сильна и прекрасна.

Отсылка к «Женщине-рыцарю» Суренянца здесь очевидна. Силуэт фигуры, костюм, а главное, — сама идея воительницы, столь нехарактерная для Армении тех лет. Ведь на дворе стояли шестидесятые. Вспоминать далекие годы сопротивления было уже не так опасно, как в тридцатые, но размышлять о них никто не спешил. Девочек воспитывали скромными и послушными. Хотя имена советских участниц Великой Отечественной войны были всем известны, это не делало образ вооруженной дамы чем-то привычным.

Смелые современные решения Арутюняна всегда вызывали удивление и дискуссии. Не избежала этого и «Мать Армения». Но монумент получился настолько выразительным, что даже непривычная тем более для советского искусства резкость со временем стала восприниматься как должное. Сегодня мы не можем себе представить Ереван без воительницы Арутюняна.

Фигура расположена на холме и видна почти из любой точки Еревана. Перед ней находится панорамная площадка с видом на город и на Арарат. Ставшая в последние годы возможной приближенная съемка дала монументу новую жизнь — совершенство линий фигуры стало еще более очевидно. Панорамы, снятые с помощью дронов, создают величественный образ сверхъестественного существа, обозревающего свои владения.


«Юная Республика» с фрески «Аварайрская битва» Григора Ханджяна (1982)

Имя этой девушке с фрески Ханджяна мы дали сами, оно условное. Триптих в одном из залов ереванского Каскада — важное произведение армянского монументального искусства ХХ века. Центральная его часть посвящена битве на Аварайрском поле, произошедшей в 451 году между армянами и персами. На первом плане панорамы мы видим фигуру молодой девушки, бегущей с оружием на противника.

В ее волосах сине-красные ленты, на голове шлем, у ног лежат убитые товарищи вперемешку с противниками. Так почему мы считаем, что эта девушка воплощает не только обобщенный образ отважных защитниц прошлого, но и молодую Республику?

На переднем плане мы видим еще одну женскую фигуру — взрослой женщины, обнимающей павшего сына. Этот образ советские искусствоведы называли аллегорией Матери Армении. Сын — ее будущее, с которым она связывала столько надежд, пал в бою. Возможно, эта сцена символизирует утрату государственности исторической Арменией. Молодая девушка стоит недалеко от нее. Она полна сил и рвется в битву. Ленты в ее волосах тех же цветов, что и флаг Советской Армении. Необычно выглядят двое мужчин за ее спиной. В то время, как все поле кипит от эмоций, они стоят невозмутимо и неподвижно. На одном из них красно-белый головной убор, такие носили христиане в Османской империи. Так откуда же такая шапка на человеке из V века? Возможно, это символическое изображение Арарата. Это объясняет и невозмутимость двоих мужчин, и происхождение головного убора — намек на расположение горы на территории современной Турции. Да и расположен Арарат «за спиной» у современных границ Армении.

Нарине Эйрамджянц

Женщины-воительницы в армянской живописи