Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Воинские православные храмы в Армении

Есть православные храмы, особенно относящиеся к типу воинских (полковых), век которых, в силу исторических перипетий, был недолгим. Строились они обычно в местах боевой славы, захоронений, рядом с приграничными постами, там, где необходимо было духовное окормление военнослужащих. На территории Армении два таких храма. О них рассказывает писатель и журналист Елена Шуваева-Петросян в рамках проекта «Единый Крест: Россия и Армения».

Елена Шуваева-Петросян рядом с храмом святителя Арсения Сербского на Казачьем посту в Гюмри. Фото © Елена Шуваева-Петросян

Предыстория

Император Николай II, являвшийся приверженцем глубокой веры, большое внимание уделял религиозной общности русского народа и укреплению соборного единства. В эпоху его правления (1894–1917) было восстановлено и построено множество храмов, церквей, часовен, канонизированы десятки русских святых, начиная с преподобного Серафима Саровского. Таким образом, в начале XX века в Российской империи действовали свыше 50 тысяч приходских храмов, 1000 монастырей с 50 тысячами монахов, в Русской православной церкви служили более 100 епископов и около 100 тысяч представителей духовенства, включая священников и дьяконов. 

В 1901 году был утверждён проект типовой воинской церкви, разработанный русским архитектором Фёдором Вержбицким. За период с 1901-го по 1917 год было построено 66 храмов — в Петергофе, Варшаве, Москве, Фергане, Пскове, Самарканде, Гюмри, Ереване, Карсе, Баку и других местах. Строились они традиционно из кирпича, с интерпретацией форм византийского и древнерусского зодчества. Воинские храмы были прямоугольными, просторными (вместимость достигала 1200 человек), венчали строение два купола. Одна глава располагалась над алтарём, другая — над входом и служила в качестве колокольни.  

Николай II. Фото: wikipedia.org

После свержения монархии и прихода к власти большевиков был принят декрет, упразднявший функции Православной церкви как государственного учреждения, пользующегося государственным покровительством. Храмы постигла участь запустения и осквернения, они пережили множество метаморфоз: служили складами, офицерскими клубами, кинотеатрами, госпиталями.

Русские поселения в Армении — держатели границы

Первые русские поселения появились на территории Армении в 1804 году. В основном это были казаки, присланные для охраны границы Российской и Османской империй. В тот период Эриванская крепость находилась в руках персов. В 1804 году состоялся первый поход русских войск на Эривань, в 1808-м — второй. И лишь третий поход в 1827 году увенчался успехом — крепость Эривань была взята и такие крупные регионы Восточной Армении, как Эриванское и Нахичеванское ханства, были присоединены к России. Первый военный гарнизон в армянских краях появился сразу же после присоединения Грузии к России. Он был размещён в провинции Ширак (Шурагель). Казаки, посланные сюда, основали посёлок по соседству с деревней Гюмри, который превратился в пограничный пост на границе с Турцией.

Воинские православные храмы в Армении

Храм святителя Арсения Сербского на Казачьем посту в Гюмри, 1910 год. Фото: svtarseniy.cerkov.ru

Храм святителя Арсения Сербского на Казачьем посту в Гюмри — самый большой православный храм в Армении — построен на казённые деньги в 1910 году по типу воинской церкви Фёдора Вержбицкого. Возведён он рядом с памятником по убитым в боях в Русско-турецкой войне в 1877–1878 годах воинам 153-го Бакинского пехотного полка. При полку действовала походная церковь, носящая имя Арсения Сербского. Именно по этой причине храму на Казачьем посту в Гюмри было присвоено имя второго архиепископа Сербского (годы жизни: XII век – 1266). Престольный праздник отмечается 10 ноября.

Храм святителя Арсения Сербского сегодня. Фото © Елена Шуваева-Петросян

Церковь действовала до 1917 года, потом пришла в запустение. В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начались восстановительные работы, которые затем были приостановлены. Но, несмотря на это, время от времени в храме проводятся службы.

В одном из ереванских районов — в Канакере — можно увидеть очень похожий, но чуть меньшего размера храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1913 году на месте русской церкви 1830 года в память о взятии Эриванской крепости в день Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября 1827 года). В 1918 году церковь была обезглавлена и в разное время использовалась в качестве клуба, кинотеатра, госпиталя. С 1991 года храм является действующим и представляет главный приход Русской православной церкви в Армении. Оба храма облицованы распространённым в Армении вулканическим туфом оранжевого и коричневого оттенков.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване. Фото: wikipedia.org

***

Николая II, лишённого склонности к тирании и нацеленного на экономический рост, промышленные, социальные и образовательные реформы, называли «слабым царём». В момент принудительного отречения от престола император сказал изменнику генералу Николаю Рузскому: «Я берёг не самодержавие, а Россию».

Император Николай II и его семья. Фото: regnum.ru

Николай II и его семья приняли мученическую смерть и прославлены в лике святых Русской православной церковью как страстотерпцы 20 августа 2000 года. 

Люди уходят, но дела остаются. Воинские храмы в Армении, пережив запустение, вернулись к службе по назначению.

Журналист, писатель, литературовед, основатель проекта «Гора» Елена Шуваева-Петросян специально для Армянского музея Москвы в рамках проекта «Единый Крест: Россия и Армения»