«Вернатун»: история литературной мансарды Ованеса Туманяна
Все лучшее, что есть сегодня в армянской культуре, уходит корнями в «Мансарду», или «Вернатун». Это название литературного клуба, основанного в 1899 году в Тифлисе писателем и поэтом Ованесом Туманяном (1869-1923). Клуб просуществовал девять лет. Но что мы о нем знаем? Увы, очень мало.
О «Вернатуне» принято говорить пафосно, бесконечно повторяя слова «великий», «непревзойденный», принято всячески восхвалять членов этого клуба. Они действительно достойны самого высокого почета. Но за красивыми словами с каждым годом все больше и больше забывается суть: чем был «Вернатун», кто ходил туда, что там происходило.
Сведений мало, и на это есть причина. В советское время историки не очень любили говорить обо всем, что происходило с армянами в начале ХХ века. Члены клуба были непролетарского происхождения, на всех фотографиях «вернатуновской» эпохи было видно, что принадлежат они к высшим сословиям, что в СССР не приветствовалось. Кроме того, как минимум двое известных вернатуновцев покинули Советский Союз — Левон Шант (1869-1951) и Никол Абгалян (1875-1947).
Но вернемся к клубу. Итак, 1899 год, Тифлис, несколько тридцатилетних городских франтов решают основать литературный клуб, следуя моде своего времени. На всех фотографиях Ованес Туманян, Левон Шант, Дереник Демирчян (1877-1956) и Никол Абгалян выглядят эдакими элегантными хулиганами, которых убеленный сединой Газарос Агаян (1840-1911) наставляет на истинный путь. Он присоединился к молодежи в 1900 году, когда вернулся из ссылки за участие в подпольной партии «Гнчак». Ему было уже шестьдесят. Аветик Исаакян (1875-1957) также присоединился к клубу позже — в Тифлис он приехал лишь в 1902 году, после экспедиции в Ани, в которой участвовал и Туманян. Но влияние его было настолько значимым, что имя Исаакяна относится к основному составу «Вернатуна». Именно этот состав принято считать основным: шестеро писателей молодого поколения и Газарос Агаян.
Клуб расширялся, все больше и больше писателей, композиторов, художников стремились провести здесь время, вскоре не осталось ни одного тбилисского деятеля, который бы не зашел хоть раз на огонек.
Чем же занимались в «Вернатуне», в мансарде дома Ованеса Туманяна? Пили чай, который приносила преданная супруга хозяина Ольга, обсуждали последние новости и читали свои произведения. Кстати, тот самый фарфоровый сервис, из которого пили лучшие умы армянской культуры, вы можете увидеть сами. Правда, уже не в Тбилиси, а в Ереване, в Доме-музее Ованеса Тумаяна. Дом с мансардой на улице Бебутова (совр. Мачабели) в Тбилиси сохранился, но музей было решено открыть в Ереване, куда дети Туманяна передали библиотеку и личные вещи поэта.
Комитас присоединился к «Вернатуну», едва вернувшись из Берлина, где продолжал свое музыкальное образование, оплаченное нефтяным магнатом Александром Манташевым. Большую часть времени музыковед проводил в путешествиях по селам, где записывал народные песни. Это роднило его с Газаросом Агаяном, в своем время проделавшим аналогичную работу в литературе: старший вернатуновец годами раньше собирал сказки и легенды. Еще один собиратель из «Вернатуна» — художник Геворк Башинджагян (1857-1925). Под влиянием Агаяна он стал собирать песни Саят-Новы.
Нужно отметить особое отношение вернатуновцев к так называемому народному творчеству. Они уделяли большое внимание сохранившейся культуре гусанов, дружили с ними. Неслучайно знаменитый гусан Дживани (1846-1909) посвятил Аветику Исаакяну свое произведение «Обращение к талантливому другу», где точно подметил конфликт старой народной и новой городской культур в армянском поле.
«Обращение к талантливому другу» в исполнении Левона Испиряна
Сохранились фотографии совместных поездок к развалинам Ани. В те времена очень активно издавались газеты, совсем не как в наши дни. В нашу цифровую эру не понять, что это было: сотни мальчишек бегали по городам со свежими номерами, их приносили к завтраку, вся городская жизнь отражалась в газетах. В Тифлисе выходили десятки изданий на армянском языке. Так вот, в те годы было принято писать открытые письма. Можно было через газету обратиться к любому деятелю и публично адресовать ему свое послание. Обычно следовал ответ, часто завязывалась полемика, за которой из номера в номер увлеченно следила публика. Так вот, Газарос Агаян очень любил такой формат общения, и хотя в публичных полемиках участвовали все, его баталии считались наиболее интересными. Ованес Туманян продолжал эту традицию и в советское время, а вот Исаакян не был любителем публичных споров.
В те времена подобных литературных клубов было немало во всем мире. Они существовали в Киеве, Санкт-Петербурге, Москве. Московский клуб в доме купца Телешова заседал по средам. Он также был основан в 1899 году, и какое-то время им руководил Валерий Брюсов — близкий друг Ованеса Туманяна. В 1916 году именно Брюсов организовал выпуск «Антологии армянской поэзии», в которую вошли также стихи гусанов. Средства от продажи книги пошли в помощь беженцам, делами которых Туманян занимался в Тифлисе и в Эчмиадзине.
Заседания «Вернатуна» прекратились в 1908 году, об этом пишут все источники, не уточняя, что послужило тому причиной, а также случилось ли это внезапно или «Мансарда» угасла постепенно. Мы можем лишь обратиться к историческим событиям. В 1908 году снова был арестован Исаакян, а вместе с ним полторы сотни общественных деятелей Тифлиса. За год до этого был арестован Туманян.
Наступили трудные 1910-е годы. Аветика Исаакяна выслали из Российской империи. Прибыв в Германию, он продолжил общественную деятельность, в частности, основал Германо-армянское общество. В 1911 году скончался Газарос Агаян. Впереди были тяжелые времена: Первая мировая война, Геноцид, постоянная угроза физического уничтожения. Ованес Туманян свое время и силы посвятил помощи обездоленным, которые приезжали и приезжали в Тифлис и Эчмиадзин. Его иногда навещали художники Вардгес Суренянц и Мартирос Сарьян.
В 1918 году армянам удалось восстановить утраченную много веков назад государственность. В правительстве Демократической Республики Армения вернатуновец Никол Абгалян возглавил министерство просвещения. Следующая власть — советская — арестовала его вместе с другими членами правительства, отказавшимися покидать Армению. Впоследствии ему все-таки пришлось уехать. Абгалян скончался в Бейруте в 1947 году, так никогда и не вернувшись в родные края. Выехал также Левон Шант, впрочем, иногда он посещал Советский Союз. Ованес Туманян скончался в 1923 году. В последние годы жизни он тяжело переживал гибель старшего сына. Трое младших были расстреляны в 1930-е годы. Наследием писателя занимались дочери. Аветика Исаакяна уговорил вернуться в СССР Александр Мясникян. Писатель и поэт пользовался народной любовью и уважением, возглавлял Союз писателей. В 1937 году его имя было тайно вычеркнуто из расстрельного списка. До конца дней за Исаакяном неотлучно следовали молодые люди в штатском, куда бы он ни направлялся. Самый младший из основного состава, Дереник Демирчян, скончался в 1956 году в Ереване.
Дочь старшего вернатуновца, Лусик Агаян, вышла замуж за Мартироса Сарьяна. Начиналась новая жизнь. Армянская государственность, о которой так мечтали члены клуба, состоялась. Маленькая республика, с ее каменистой землей и голыми скалами, превратилась в один из лучших научных центров Советского Союза, дала миру выдающихся ученых. И кто знает, какой бы она стала, если бы пятеро веселых молодых ребят не решили собрать свой литературный клуб, где можно было выпить чай с лучшими из современников.
Фото обложки: barev.today
Нарине Эйрамджянц