«Каждый художник должен выразить своё “Я”»: жизнь и творчество Вардана Махохяна после геноцида
Вардан Махохян – выдающийся армянский художник-маринист, живший в Османской империи и Франции и известный своими морскими пейзажами. После окончания учебы в Берлинской академии искусств он путешествовал и выставлял свои работы во Франции, Германии, Египте и других странах. Его картины рассеяны по всему миру, а в Армении находятся лишь 29 его произведений. Большинство работ живописца украшают частные коллекции музеев и выставок. Ранее Армянский музей Москвы опубликовал материал о начале карьеры художника и «берлинском» периоде жизни. Сегодня редакция рассказывает о жизни Вардана Махохяна после геноцида 1915 года и переезда в Ниццу.
В 1918 году Вардан Махохян окончательно осваивается в Ницце. Недалеко от этого города он купил небольшой участок, построил особняк и назвал его «Ани», в честь города в Западной Армении. В этом же году Махохян проводит первую персональную выставку собственных полотен, а позже участвует в международной выставке в Монако.
Спустя 3 года Махохян в рамках Парижского салона (одна из самых престижных художественных выставок Франции) представляет две свои работы, одна из них — популярная картина «Катекат», которая по сей день украшает Художественный музей Ниццы. Вардан Махохян не раз принимал участие в Парижских салонах, но вершиной его успеха в этой сфере стала организация персональной выставки в Парижской художественной галерее «Аллар» в 1925 году. После экспозиции он был удостоен ордена Почетного легиона. В 1920-х и 1930-х годах Махохян достаточно часто выставлялся во Франции и в странах Европы, постепенно становясь все популярнее и известнее.
Однако, как и многие художники, Вардан Махохян далеко не всегда был доволен своими произведениями. «До сегодняшнего дня ни одна из моих работ не удовлетворила меня, но я уверен: наступит наконец тот день, когда я смогу создать подлинный шедевр и достичь идеала, который всегда перед моими глазами», — говорил Махохян, создавший «Катекат», «Зимний вечер. Окрестности Берлина», «Морской вид», «Море на закате» и другие работы, которые выставлялись в авторитетных музеях и галереях Европы.
«Искусство не подчинено ни незыблемым правилам, ни канонам определенных школ. Оно совершенно независимо, индивидуально, почти свободно. Нельзя подчиняться строгим канонам, каждый художник должен выразить свое “я”. Учась, можно приобрести знания, а искусство же — первозданно и индивидуально. Творцу необходимо вдохновение… Все остальное — лишь средства на пути к достижению совершенства», — писал художник.
Мало кому известно, что Вардан Махохян был не только одаренным живописцем, но и талантливым композитором. В 1919 году об этом узнало европейское сообщество, когда он представил всем свои музыкальные «возможности»:
«Вардан Махохян являет собой воплощение европейски образованного интеллигента. Потрясенный событиями 1915 года и остро пережив трагедию Геноцида, Махохян в 1915- 1917 годах создает масштабное симфоническое полотно — “Скорбь Армении”», — говорили о нем современники.
По некоторым данным, сохранилась даже афиша этого концерта с текстом на ней: «Армении, моим соотечественникам. Эхо страданий. Призыв к мировой справедливости». Произведение впервые было исполнено в Монако, после которого европейская интеллигенция открыла для себя Махохяна в роли композитора. Еще раз композиция была исполнена в Ницце, в ходе благотворительного концерта для армянских сирот, которые спаслись от геноцида.
Последние годы жизни Вардан Махохян провел в одиночестве и неудовлетворенности. Он часто переживал и думал о негативном. Всё это сказалось на его ментальном и физическом состоянии, поэтому художник сильно страдал от болезни легких. Вардан Махохян скончался в Ницце в 1937-м на 69 году жизни.
Вардан Махохян не избежал участи многих талантливых творцов — художник нередко подвергался критике. И чаще всего, по словам мариниста, доставалось ему от своих же соотечественников. Махохян тяжело переживал холодность и постоянное осуждение, поэтому даже решил ограничить контакты с некоторыми представителями своего народа, чтобы не сталкиваться с негативом. Вот что он писал по этому поводу:
«Я много бы отдал за то, чтоб осуждавшие меня не были армянами. Уверен, что все, кроме моих соотечественников, с восхищением относятся к моему творчеству, хотя я и не нуждаюсь в этом»;
«Дорогой друг, причина, по которой меня осуждают армяне, — это зависть… На этом языке я слышал много сплетен, поэтому теперь стараюсь держаться подальше от своих соотечественников».
Подготовлено по материалам: hayazg.info, en.wikipedia.org