Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Вардгес Суренянц — талантливый живописец своей эпохи

В последнем десятилетии XIX века наряду с литературой, театром, музыкой большой подъем переживала и армянская живопись. Вторая половина столетия вообще характеризуется становлением национального реалистического искусства: в этот период были заложены основы пейзажа и бытового жанра, продолжало развиваться мастерство портрета. Творчество Вардгеса Суренянца расширило круг тем и образов современного ему армянского искусства, в частности поспособствовало развитию в национальной живописи исторического жанра. Человек невероятно разносторонний, он занимался живописью, иллюстрацией, театральной декорацией, архитектурой, а также теорией искусств и художественными переводами.

Вардгес Яковлевич Суренянц родился 10 марта 1860 года в Ахалцихе (территория современной Грузии), в семье священника. Мальчику было семь лет, когда отец получил назначение в Симферополь. Здесь семья Вардгеса Суренянца установила тесное знакомство с известным маринистом Иваном Айвазовским.

С 1870 года Суренянц учился в Москве, в Лазаревском институте восточных языков, который в то время переживал пору своего расцвета. В эти годы ведущими преподавателями Лазаревского института были известный публицист Степан Назарян и поэт Смбат Шахазиз. Назарян всемерно поощрял художественные наклонности своего ученика. А в 1876 году Суренянц по рекомендации педагогического совета Лазаревского института поступил на архитектурный факультет Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.

Вардгес Суренянц. Фото: wikimedia.org

В Училище он обучался живописи у Иллариона Прянишникова, а рисунку — у Евграфа Сорокина. Спустя два года Суренянц отправился в Мюнхен и в 1880 году поступил на архитектурный факультет Мюнхенской Высшей политехнической школы. Первая же живописная работа на восточную тему (место нахождения и название картины неизвестно), исполненная им за границей и экспонированная на местной художественной выставке, определила дальнейший творческий путь Суренянца.

Он оставил Политехническую школу и поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился в мастерской художника Отто Зейтца. По совету Зейтца Суренянц копировал в Старой Пинакотеке произведения мастеров. Сохранились копии с работ Бартоломе Эстебана Мурильо, Антониса ван Дейка, а в альбомах этих лет — листки с карандашными набросками картины «Портрет старика-голландца» Рембрандта, центральной фигурой полотна Питера Рубенса «Сонная Диана», детали картин Адриана Брауэра. К этому времени относятся также рисунки восточных типов, взятых из английской газеты «London News».

Интересной работой этих лет является портрет натурщика (1883), в котором чувствуется стремление к передаче драматического состояния души человека. Колорит полотна — коричневатый, мерцающие серебристые тона несут в себе зачатки серебристого колорита будущих полотен мастера. Продажа этой картины дала возможность художнику совершить путешествие по Италии, из которого он привез множество акварельных этюдов, где прежде всего чувствуется стремление Суренянца решить ряд перспективных задач, интересных для него как для архитектора.

Вардгес Суренянц. Фирдуси читает поэму «Шахнаме» шаху Махмуду Газневи, 1913. Из коллекции Национальной галереи Армении

Этюды были представлены на очередной студенческой выставке и удостоились высокой оценки специалистов. В Мюнхене Суренянц ради заработка также давал уроки русского и армянского языков, делал рисунки и карикатуры для местной юмористической газеты. В Германии вместе с Вардгесом Суренянцем учился впоследствии известный венгерский художник, по происхождению армянин — Симон Холоши, здесь же живописец познакомился с русским художником Алексеем Кившенко.

В 1885-м после успешного окончания Мюнхенской Академии художеств Суренянц вернулся в Москву. В том же году по поручению восточного отделения Русского императорского археологического общества в Персию направлялась экспедиция во главе с известным русским ирановедом, профессором Петербургского университета Валентином Жуковским. Стремясь ближе ознакомиться с жизнью и бытом Востока, Суренянц в качестве художника присоединился к этой экспедиции. После почти двухлетнего путешествия он привез с собой более пятидесяти этюдов. Эти работы он продемонстрировал лишь в 1892 году в Москве на 4-й выставке этюдов Общества любителей искусства. Из дошедших до нас — «Фасад персидского дома в Джуге», «Вид села Гохруд», «Этюд с крестным камнем», «Сталактитовая дверь». Палящее солнце, раскаленные камни, глинобитные дома, пустынные сухие дворы — во всем этом Суренянц сумел передать характерный для Востока колорит и состояние природы.

Суренянц серьезно увлекался жизнью Востока, изучал его культуру. По свидетельствам современников, уникальные издания восточных поэтов являлись украшением его библиотеки. Он часто читал друзьям газели Гафиза, рубаи Омара Хайяма, а также отрывки из «Шахнаме» Фирдоуси. Темы многих картин художника навеяны персидской поэзией, связаны с образами ее творцов.

Егише Тадевосян, Вардгес Суренянц, Мартирос Сарьян и Фанос Терлемезян. Фото: wikimedia.org

В 1896 году на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок Суренянц представил работу «Юный Гафиз воспевает розы Муселлы молодым ширазкам». О полотне сохранилось много ценных отзывов. Особенно интересны в этом отношении высказывания Ильи Репина и Валентина Серова. По воспоминанию одного из очевидцев, Серов, оценив исполнение фигур Гафиза и слушающую его девушку, в остальном картину отметил как «заурядную вещь». Репин, обратив внимание на недостатки в рисунке, все же был взволнован тем новым, что принес с собой на выставку молодой художник. Впоследствии он писал: «На последней передвижной выставке меня поразила своей особенностью картина г. Суренянца; она представляла яркий тип возникающей новой школы: оригинальность до странности, сдержанность до сухости, страстная любовь до едва уловимой тонкости деталей. Картина представляла персидского поэта Гафиза, поющего свои сонеты перед балконом восточной княжны. Нельзя описать словами тонкость отделки восточной архитектуры дворца, окруженного цветущими розами. Лица восточных красавиц на балконе вполне реальны, характерны, с тонкой разницей от служанок, сходящих вниз по лестнице мимо Гафиза. Сам Гафиз, еще молодой человек, бедный певец, кажется, поставлен тут живым с натуры, спиной к зрителю, во всей его фигуре проведен страстный порыв».

Из этого описания картины, сделанного Репиным, видно, что Суренянц отошел от традиционно-академической трактовки восточной темы (кстати, очень распространенной в те годы в Мюнхене) в сторону более живого, непосредственного раскрытия образов. Любовь к восточному искусству Суренянц сохранил до конца жизни, и не случайно, что в предпринятом еще в 1897 году путешествии в Испанию его в основном интересовала мавританская архитектура.

Восточные темы всегда увлекали Суренянца, но его творческое лицо определяли те картины, которые связаны с жизнью и историей армянского народа. Происшедшая в 1890-х годах армянская резня в Османской империи вызвала справедливый гнев и возмущение всего передового человечества. Трагедия армянского народа нашла художественное отражение и в произведениях Суренянца, созданных в эти годы. Так были написаны знаменитые картины «Покинутая» (1894) и «Попранная святыня» (1895).

Вардгес Суренянц. Женщина-рыцарь, 1909. Из коллекции Национальной галереи Армении

В 1899 году Суренянц, вдохновившись армянской легендой, на 27-й выставке Товарищества передвижников экспонировал полотно «Семирамида у тела Ара Прекрасного» (1899). В последующие годы он продолжил работу над картинами, темы которых связаны с историей и легендами армянского народа — «Возвращение на трон царицы Забел», «Женщина-рыцарь». Им присущи увлечение красивостью, подмена передачи глубоких движений души героев надуманными позами, увлечение внешними красочными деталями.

Годы Первой мировой войны стали временем Геноцида армян — в Турции погибла большая часть населения Западной Армении, часть его была изгнана в пустыни Аравии. В эти дни, когда люди, спасая свою жизнь, находили убежище в Восточной Армении, Суренянц посетил Эчмиадзин. Сохранились заметки мастера об этом путешествии, в которых художник восхищался народной мудростью, «стройной, красивой» внешностью армян, их вкусом и глубоким чувством цвета в подборе одежды.

Во время поездки было создано около сорока этюдов. Важное место в этих произведениях занимает изображение лиц и рук. Работы в большинстве случаев исполнены темперой, гуашью, в ряде случаев — цветным карандашом. В этюдах художник попытался раскрыть богатый духовный мир беженцев — их мужество, оптимизм.

Вардгес Суренянц. Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора, 1895. Из коллекции Национальной галереи Армении

А в 1916 году в Петербурге открылась отдельная выставка работ Суренянца. Эти этюды — новый этап в творческой биографии художника. В них можно увидеть большую подготовительную работу к задуманным им монументальным полотнам. Однако жизнь армянского мастера оказалась слишком короткой для осуществления всех его замыслов: 6 апреля 1921 года Вардгес Суренянц скончался в Ялте.

Источник: Казарян М. Суренянц. М., 1962

Обложка: Вардгес Суренянц. Саломея, 1907. Из коллекции Национальной галереи Армении